· были отменены ограничения на занятие руководящих должностей в партийной иерархии,
· восстановлено название “генеральный секретарь ЦК КПСС”.
Позднее Брежнев совместил эту должность с постом Председателя Верховного Совета СССР и Председателя Совета Обороны.
Первоначально Брежнев проявлял себя как э нергичный и достаточно компетентный руководитель, хотя и тяготевший к консерватизму, но осуществлявший грамотное руководство в интересах страны.
Но в конце своего правления он потерял здоровье и возможности критического мышления и даже попытался при поддержке своего окружения организовать подобие нового коммунистического культа своей личности.
Но несмотря на все усилия предпринятые государственной идеологической машиной, культ в пропаганде не привел к культу в массовом общественном сознании, ибо,
· во-первых, после с толь “великой и страшной” личности, как Сталин, претендовать на культ заурядной фигуре Брежнева было практически невозможно.
· Если на Хрущева падала тень Сталина как на его ниспровергателя, что создавало ему возможность войти в историю как великому реформатору, то Брежнев пришел к власти как заурядный эпигон третьего порядка и объективно не мог ни на что претендовать.
|
|
Для культа
· нужны особые социально-психологические условия, которые отсутствовали в относительно спокойной атмосфере 70-х гг.,
· необходимы крупные управленческие заслуги перед нацией,
· нужна, наконец, особая харизматическая личность.
Всего этого у Брежнева не было и близко, если не считать маниакальной страсти к геройским золотым звездам.
Начиная с середины 70-х гг. в силу резкого ослабления здоровья Брежнева реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. В рамках этого органа образовалась узкая группа партийных олигархов в составе
· Ю.В. Андропова,
· А.Н. Громыко,
· Ф. Устинова,
· М.И. Суслова,
· в какой-то мере К. У. Черненко,
которая вместе с Брежневым фактически решала все принципиальнейшие вопросы.
А.Н. Косыгин был оттеснен в сторону и фактически лишен политических полномочий.
По-прежнему сохранял свои позиции Секретариат ЦК КПСС, 20 отделов которого все более дублировали и подменяли министерства правительства. Через эти отделы осуществлялось так называемое политическое, а фактически прямое руководство отраслями народного хозяйства.
Аналогичное положение сложилось и на местах, где местные ЦК, крайкомы и обкомы монополизировали принятие всех политических решений и контролировали деятельность советских и хозяйственных организаций.