На XXIII съезде КПСС в 1966 г

· были отменены ограничения на занятие руководящих должностей в партийной иерархии,

· восстановлено название “генеральный секретарь ЦК КПСС”.

Позднее Брежнев совместил эту должность с постом Председателя Верховного Совета СССР и Председателя Совета Обороны.

Первоначально Брежнев проявлял себя как э нергичный и достаточно компетентный руководитель, хотя и тяготевший к консерватизму, но осуществлявший грамотное руководство в интересах страны.

Но в конце своего правления он потерял здоровье и возможности критического мышления и даже попытался при поддержке своего окружения организовать подобие нового коммунистического культа своей личности.

Но несмотря на все усилия предпринятые государственной идеологической машиной, культ в пропаганде не привел к культу в массовом общественном сознании, ибо,

· во-первых, после с толь “великой и страшной” личности, как Сталин, претендовать на культ заурядной фигуре Брежнева было практически невозможно.

· Если на Хрущева падала тень Сталина как на его ниспровергателя, что создавало ему возможность войти в историю как великому реформатору, то Брежнев пришел к власти как заурядный эпигон третьего порядка и объективно не мог ни на что претендовать.

Для культа

· нужны особые социально-психологические условия, которые отсутствовали в относительно спокойной атмосфере 70-х гг.,

· необходимы крупные управленческие заслуги перед нацией,

· нужна, наконец, особая харизматическая личность.

Всего этого у Брежнева не было и близко, если не считать маниакальной страсти к геройским золотым звездам.

Начиная с середины 70-х гг. в силу резкого ослабления здоровья Брежнева реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. В рамках этого органа образовалась узкая группа партийных олигархов в составе

· Ю.В. Андропова,

· А.Н. Громыко,

· Ф. Устинова,

· М.И. Суслова,

· в какой-то мере К. У. Черненко,

которая вместе с Брежневым фактически решала все принципиальнейшие вопросы.

А.Н. Косыгин был оттеснен в сторону и фактически лишен политических полномочий.

По-прежнему сохранял свои позиции Секретариат ЦК КПСС, 20 отделов которого все более дублировали и подменяли министерства правительства. Через эти отделы осуществлялось так называемое политическое, а фактически прямое руководство отраслями народного хозяйства.

Аналогичное положение сложилось и на местах, где местные ЦК, крайкомы и обкомы монополизировали принятие всех политических решений и контролировали деятельность советских и хозяйственных организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: