double arrow

Методика организации дидактических игр в раннем возрасте

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят: - отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

- определение количества играющих;

- подготовка необходимого дидактического материала для игры;

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;

- объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры–это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно судить об его эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. Игра становится методом обучения, принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями учит, как их надо выполнить. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило в начале берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Используя дидактическую игру в образовательном процессе, через ее правила и действия у малыша дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы — обучения-это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность дошкольников, которая направлена на усвоение содержания.

Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми раннего воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснениях правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтоб игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображения на картинках. Если в игре используется стихотворения, потешка, воспитатель читает их выразительно. Подводя итог с детьми раннего возраста, воспитатель как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.

Проведение дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста. Первые игры и упражнения на восприятие цвета мы проводили с предметами резко различными по цвету, и дети осуществляли выбор по образцу. Действуя с цветом, дети стали запоминать и сами цвета, и их названия. Однако мы заметили, что бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого. Поэтому игры мы строили так, чтобы ребенок вычленил цвет, как значимый признак и выполнил задание. Только после этого он мог назвать цвет.

Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей мы основывали на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Восприятие формы предметов являются основой сенсорного развития. Без выделение формы нельзя правильно увидеть и изобразить окружающие практических действий, которые помогут воспринимать форму предмета независимо от его положения, величины цвета. Ребенок накладывает фигурку одна на другую; прикладывает друг на друга; обводить по контуру, тем самым ребенок обследует, сравнивает, сопоставляет. Сначала ребенка знакомят простыми фигурами: квадратом и кругом; помогают сравнивать фигуры. Когда ребенок усвоит эти формы, его знакомят с треугольником прямоугольником и овалом. В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы:

· Практические действия.

· Зрительные восприятие формы.

· Запоминание эталонов геометрических форм и их название..

· Знакомить детей с геометрическими формами и закреплять знание о них можно следующими способами:

· Используя специальные игрушки.

· Рассматривая эталоны форм - плоские и объёмные фигуры.

· Рассматривая реальные предметы простой формы.

· Используя специальные дидактические игры.

Игры и упражнения на восприятие величины мы проводили параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале. Когда дети научились действовать с помощью проб, тогда величины предметов учили сопоставлять зрительно, помня о том, что ребенок должен выполнить задание самостоятельно, не предваряя его действия словесной инструкцией. Только после того, как ребенок выполнил задание, полученный им результат уточняли словом.

Дидактическая игра по сенсорному воспитанию:

«Найди свой домик»

Цель: закреплять основные цвета и геометрические формы.

Задачи: Развивать чувство цвета у детей.

Развивать мелкую моторику.

Развивать восприятие геометрических фигур.

Предварительная работа: проговаривание основных цветов и геометрических форм.

Материал: Картонные домики с вырезанными окошками разной формы.

Ход: Ребенок раскладывает формы в соответствующие окошки и подбирает их по цветам[12]

Например, в дидактической игре «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различать величину, на одном занятии могут быть использованы большие и маленькие шарики, а на другом — большие и маленькие матрешки или собачки.

Нецелесообразно решать одновременно несколько дидактических задач, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточиться только на чем-нибудь одном. Поэтому на занятиях после общего ознакомления с предметом их внимание следует привлекать сначала к величине шариков, а затем к цвету. Разнообразие занятий достигается также усложнением заданий. Приведем пример. На занятии читается стихотворение А. Барто «Кто как кричит». Сначала дети воспроизводят встречающиеся в тексте подражания крикам животных, затем воспитательница, не повторяя стихотворения, предлагает воспроизвести мычание коровы, мяуканье кошки, кудахтанье курицы, писк цыпленка и при этом показывает соответствующую игрушку. Так усложняются требования к детям — от подражания слышимому образцу к самостоятельным ответам.

Итак, повторность обязательно соблюдается в занятиях с детьми раннего возраста. Повторность помогает усвоению содержания программы всеми детьми группы, прочности и устойчивости получаемых сведений и умений, расширению и углублению их. Признавая значимость и целесообразность повторности, важно определить, сколько раз надо повторить занятие, чтобы получить желаемые результаты, не вызвав у детей скуку. С теми детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа. Она дает возможность избежать излишних повторений со всей группой, которые приводят к тому, что детям становится скучно. Наблюдая детей, нередко можно видеть, что вовремя, свободное от занятий, они без побуждения со стороны взрослого повторяют какое-нибудь действие, движение, усвоенное на занятии. Например, ставят кубики один на другой, разрушают постройку и опять начинают все сначала. Одно и то же действие ребенок повторяет неоднократно, причем делает это с удовольствием, не обнаруживая признаков утомления или снижения интереса. Также, играя, ребенок способен много раз повторять слово или сочетание звуков, которыми он начинает овладевать. Такое поведение детей связано с появляющимся к концу раннего детства на основе накопления опыта деятельности стремлением к самостоятельной деятельности.

Стремление детей к самостоятельной деятельности следует поощрять, так как ребенок по существу упражняется в тех новых умениях, которые он получает от взрослого. Эффективность дидактических занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений у всех детей группы, следует заботиться и о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стремиться к тому, чтобы они выполняли все, что от них требуется, охотно и с удовольствием. В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще заставить себя делать то, что не вызывает их интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия [1, 20].

Заключения

Итак, на основе проделанной работы можно сделать следующие выводы. В процессе развития детей первых лет жизни осуществляется развитие сенсорных способностей, благодаря которому зрительные и слуховые впечатления сменяют предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений. Значение развития сенсорных способностей в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Проблема сенсорного развития привлекла и привлекает внимание многих психологов и педагогов. Изучение теоретических источников отечественных и зарубежных ученых, связанных с проблемами сенсорного развития детей убедило нас в том, что все развитие детского восприятия определяется общим развитием практической деятельности ребенка. Главное условие эффективности деятельности-ее личная значимость для ребенка. Возможность обучать малышей посредством активной интересной для них деятельности-отличительная особенность дидактических игр. С помощью сенсорного развития и дидактической игры дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для каждого ребенка эмоциональная сторона организации игры-важное условие. Игра как психологическая проблема дает еще много факторов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных раздумий. Воспитание — ребенка-это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

Литература.

1. (Бондаренко, А. К. дидактические игры в детском саду Москва 1991стр // Ребенок в детском саду- 2012г № 4 с 17-20

2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Венгер, Л. А., Пилюгина, Э. Г., Венгер, Н. Б; Под ред. Венгера, Л. А.,- М.: «Просвещение»,-2010г-с 4

3 Воспитание и развитие детей от 1 до 2 лет: метод. Пособие для педагогов дошк. Образов. Учереждений авторы Галигузова, Л. Н., Голубева, Л. Г. издательство «Просвещение» - 2012 г с110

4 Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Венгер Л.А., Пилюгина, Э.Г., Венгер, Н. Б.; Под ред. Венгера, Л. А.,- М.: «Просвещение», -2009г с144

5 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы под редакцией Вераксы, Н. Е., Комаровой, Т.С., Васильевой, М.А. Москва- 2014г с 133

6. Развитие игровой деятельности Галигузова, Л. Н. Раздел составлен по материалам пособий: Рузская, А. Г., Мещерякова, С. Ю. Развитие речи: Игры и занятия с детьми раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 2007; Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Развитие общения детей со сверстниками. — М.: Мозаика-Синтез, 2010г.с

7. [6, 1] Запорожец, А.В. Избранные психологические труды том 1 под редакцией Давыдова В.В., Зинченко, В.П.) // Журнал психологические исследования 2009г.с 352. [Электронный ресурс]// http:// lib100.com›oundations

8. Запорожцева, Е.В. Тольятти, Россия Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством предметно-игровой деятельности. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации часть 1 2012г с320. [Электронный ресурс]// http:// psychlib.ru›mgppu/ZIp_I-1986/ZIp-320.html

9. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. дошкольная педагогика 6-е издание 2012г.с 416

10. Курилова, И. А. Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраст! — 2-е изд. — Мозырь: Содействие, 2010 с 142

11. Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей, родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. с 224

122. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Стребелева, Е. А., – М.: Гуманитар. Изд. Центр «ВЛАДОС», -2010г. – 256 с

133. Дошкольная педагогика Титов, В. А.,А., 2012г. с 224

144. История педагогики под ред. Шабаевой, М. Просвещение. 1981 (с встроенным оглавлением). // История педагогики. /под редакцией Пискунова, А.Н.-М.,-2010г.с 447

155. Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/Сост. Предисловие Волумбаева, А. М., Москва издательский дом «Карапуз»,- 2010г.249с

166. Якобсон, С Г., Гризик, Т. И., Доронова, Т.Н. и др. Радуга Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования,проектобразования,,Москвапроект, Москва, «Просвещение» - 2014г.с 232

177. Янушко, Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 М. издательство «МОЗАЙКО-СИНТЕЗ» - 2009г с72

18. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотныипилотный̆ вари- ант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. КомаровоиКомаровой̆, М.А. ВасильевоиВасильевой̆. — М.: МОЗАИКА-􏰀СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: