Преамбула

Концепция школьного филологического образования

Русский язык и литература

Проект

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп. и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.


Преамбула

Научные основы филологического образования (русский язык и литература)

Русский язык как учебный предмет

Цели и задачи изучения русского языка в школе

Основное содержание предмета

Методические принципы освоения предмета

Особенности изучения русского языка в образовательных организациях, реализующих билингвальные и бикультурные образовательные программы

Литература как учебный предмет

Цели и задачи изучения литературы в школе

Основное содержание предмета

Методические принципы освоения предмета

Особенности изучения литературы в образовательных организациях, реализующих билингвальные и бикультурные образовательные программы

Роль библиотек и музеев в организации внеурочных форм изучения литературы

Программа реализации Концепции и меры государственной поддержки филологического образования

Приложение 1. Предметное содержание. Русский язык. Основное общее и среднее общее образование

Приложение 2. Предметное содержание. Литература. Основное общее и среднее общее образование


Преамбула

Приоритеты развития образования в России обусловлены ростом гражданской активности, направленной на консолидацию общества, развитие демократии, научно-экономический прогресс. Особое значение приобретают идеи служения Отечеству, исполнения гражданского долга, сохранения исторических традиций и духовных ценностей, укрепления российской идентичности в глобальном мире. В этой связи актуальной становится задача разработки концепции школьного филологического образования (русский язык и литература) в Российской Федерации.

Концепция (лат. conceptio — понимание, система) школьного филологического образования (далее – Концепция) создается с целью определения стратегий развития современного школьного филологического образования в области русского языка и литературы (основное общее и среднее общее образование) с опорой на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (21.12.2012) и с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего и среднего общего образования[1].

Задачи Концепции:

- обозначение основных методологических подходов к изучению русского языка и литературы на этапах основного общего и среднего общего образования;

- установление научно обоснованных требований к содержанию и объему филологического образования школьников на этапах основного и среднего общего образования;

- формирование базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по русскому языку и литературе[2].

Концепция является основой для разработки примерных основных образовательных программ и учебных планов, примерных рабочих программ и рабочих программ учебных предметов «Русский язык» и «Литература» (на этапах основного общего и среднего общего образования), учебно-методических комплектов и пособий.

Концепция способствует сохранению и укреплению единства образовательного пространства Российской Федерации, позволяет скоординировать усилия всех заинтересованных лиц, направленные на повышение качества школьного филологического образования в Российской Федерации.

Концепция адресована участникам образовательного процесса, а также ученым-филологам, методистам, авторам учебно-методических комплектов и пособий, родителям, администрации образовательных организаций.

Ценностные приоритеты, заложенные в Концепции [3] :

· понимание школы как важнейшего социального института, воспитывающего гражданина России;

· необходимость сочетания в сфере образования плодотворного национального и мирового опыта, педагогических традиций и новаторства;

· ценность филологических знаний как основы практической грамотности, речевой, читательской и общей культуры личности, ее базовых компетенций, как условия достижения метапредметных и личностных результатов образования во всех предметных областях, как фундамента для дальнейшего образования и самообразования;

· признание на всех уровнях общего образования самостоятельности школьных предметов «Русский язык» и «Литература» с учетом их сущностной взаимосвязи;

· обязательность фундаментального «ядра» содержания образования в изучении русского языка и литературы как условие сохранения единства культурно-образовательного пространства России и формирования российской идентичности;

· необходимость сохранения вариативности в обучении, различных научно обоснованных методических подходов к освоению содержания русского языка и литературы как учебных предметов;

· целесообразность координации школьных курсов русского языка, литературы и истории при сохранении специфической методологии и содержания каждого из предметов;

· значимость ценностно-смыслового освоения русского языка как средства постижения национальной картины мира;

· признание положительного воспитательного воздействия классической литературы на формирующуюся личность школьника;

· целесообразность увеличения количества часов на преподавание русского языка и литературы при формировании учебного плана образовательной организации (в том числе и за счет вариативной части);

· важность соблюдения единых требований к результатам обучения русскому языку и литературе, соответствия форм и методов промежуточной и итоговой аттестации специфике предметов «Русский язык» и «Литература»;

· необходимость учёта при организации обучения русскому языку и литературе национально-культурной и языковой специфики учащихся, для которых русский язык не является родным;

· актуальность использования потенциала сетевого взаимодействия образовательных организаций с культурно-просветительскими, научно-исследовательскими и другими общественными и государственными институтами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: