Концептуальные подходы к определению содержания предмета «Русский язык» и к его преподаванию в школе основаны на достижениях современной лингвистики (коммуникативной лингвистики, теории текста, лингвопрагматики, лингвосемиотики) и положительно зарекомендовавших себя педагогических практиках.
Содержание предмета ориентировано как на формирование предметных компетенций учащихся (коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой), так и на достижение в процессе обучения русскому языку комплекса результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Критерии отбора учебного материала (в том числе для нехудожественных текстов, с учетом всех видов речевой деятельности):
- соответствие учебно-методическим целям и задачам;
- возможность осмысления на определенном возрастном этапе;
- универсальность дидактических единиц, позволяющих достичь личностные, метапредметные и предметные результаты в их совокупности;
- дифференциация учебного материала с точки зрения уровней языка.
Критерии отбора художественных текстов и их фрагментов:
|
|
- значимость с точки зрения выявляемых в тексте лингвистических фактов;
- соответствие языковому эстетическому идеалу;
- аксиологическая значимость и духовно-нравственный потенциал;
- доступность содержания дидактического материала учащимся данного возраста;
- способность вызвать эмоциональный отклик учащихся;
- необходимость и достаточность объема текста (фрагмента) для одного познавательного акта на уроке русского языка.
На основе целей и задач обучения русскому языку, критериев отбора дидактических единиц и дидактического материала сформулировано основное содержание предмета «Русский язык» на уровнях основного и среднего общего образования.
В Приложении № 1 представлены инвариантная (обязательная) и вариативная части предметного содержания: конкретные дидактические единицы (для общего среднего образования – на базовом и углубленном уровнях), а также список базовых понятий лингвистики, подлежащих усвоению (5-11 классы).
Представленная ниже последовательность разделов не определяет последовательность изучения материала.
Основные разделы содержания