Основное содержание предмета. Концептуальные подходы к определению содержания предмета «Русский язык» и к его преподаванию в школе основаны на достижениях современной лингвистики

Концептуальные подходы к определению содержания предмета «Русский язык» и к его преподаванию в школе основаны на достижениях современной лингвистики (коммуникативной лингвистики, теории текста, лингвопрагматики, лингвосемиотики) и положительно зарекомендовавших себя педагогических практиках.

Содержание предмета ориентировано как на формирование предметных компетенций учащихся (коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой), так и на достижение в процессе обучения русскому языку комплекса результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Критерии отбора учебного материала (в том числе для нехудожественных текстов, с учетом всех видов речевой деятельности):

  • соответствие учебно-методическим целям и задачам;
  • возможность осмысления на определенном возрастном этапе;
  • универсальность дидактических единиц, позволяющих достичь личностные, метапредметные и предметные результаты в их совокупности;
  • дифференциация учебного материала с точки зрения уровней языка.

Критерии отбора художественных текстов и их фрагментов:

  • значимость с точки зрения выявляемых в тексте лингвистических фактов;
  • соответствие языковому эстетическому идеалу;
  • аксиологическая значимость и духовно-нравственный потенциал;
  • доступность содержания дидактического материала учащимся данного возраста;
  • способность вызвать эмоциональный отклик учащихся;
  • необходимость и достаточность объема текста (фрагмента) для одного познавательного акта на уроке русского языка.

На основе целей и задач обучения русскому языку, критериев отбора дидактических единиц и дидактического материала сформулировано основное содержание предмета «Русский язык» на уровнях основного и среднего общего образования.

В Приложении № 1 представлены инвариантная (обязательная) и вариативная части предметного содержания: конкретные дидактические единицы (для общего среднего образования – на базовом и углубленном уровнях), а также список базовых понятий лингвистики, подлежащих усвоению (5-11 классы).

Представленная ниже последовательность разделов не определяет последовательность изучения материала.

Основные разделы содержания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: