Впроцессеэксплуатацииавтомобилейвихдеталяхвозникаютдефекты.
К числунаиболеераспространенныхдефектовдеталейотносятсяследующие:
-изменениеразмерови геометрическойформырабочихповерхностей;
-нарушениеточностивзаимногорасположениярабочихповерхностейна детали;
-механическиеповреждения;
-коррозионныеповреждения;
-изменениефизико-механическихсвойствматериаладеталей.
Изменение размероврабочихповерхностей деталей происходитв результатеихизнашивания.Принеравномерном изнашиваниивозникают различные погрешности в геометрической форме рабочих поверхностей деталиввидеовальности,конусностии т. п.
Нарушениеточностивзаимногорасположения рабочихповерхностей является одним из весьма распространенных дефектов автомобильных деталей.Этотдефектобычнопроявляетсяввиденарушениярасстояниямежду осямицилиндрическихповерхностей,непараллельностиили неперпендикулярности осейиплоскостей,несоосностицилиндрических поверхностейи т. п.
Причинамипоявленияэтихдефектовявляются:неравномерный износ рабочихповерхностей;внутренниенапряжения,возникающиевдеталяхпри
|
|
ихизготовлении; остаточные деформации отчрезмерных эксплуатационных нагрузокнадеталии др.
Так,например,вколенчатомвалудвигателяврезультатедеформацийот
действующихнагрузок и неравномерногоизноса шеек могут иметь место такиедефекты,какнесоосность(взаимноебиение)коренныхшеек, непараллельностькоренныхишатунныхшеек,неперпендикулярностьфланца креплениямаховикакосиколенчатоговала,изменениерадиусакривошипа.
Наиболеечастодефекты,связанныеснарушением взаимногоположения рабочих поверхностей, имеют место в корпусных деталях. Так, в блоках
цилиндроввследствие ихдеформациивпроцессеэксплуатации появляются такиедефекты,какнесоосностьотверстийвопорахподколенчатыйвал, неперпендикулярность осиэтихотверстийиосиотверстийподвтулки распределительноговала,нарушениерасстояниямеждуэтимиосямии др.
Всеэтидефектынарушаютнормальную работуагрегатов, таккак вызываютперекосыдеталейи,следовательно,дополнительные динамические нагрузки, ускоряющие их износ. Поэтому при дефектациии сортировке
деталейих необходимовыявлять,авпроцессеремонтаустранять.
Механическиеповреждения вдеталяхвозникаютпривоздействиина нихвпроцессеэксплуатациинагрузок,превышающихдопустимые,атакже
вследствиеусталостиматериала.Кчислумеханических повреждений относятся:трещины,пробоины,изломыидеформации (изгиб,скручивание, коробление).
Трещинывбольшинстве случаеввозникаютвследствиеусталости материаладеталей, работающихв условияхциклическихзнакопеременных нагрузок. Наиболее часто они появляются в деталях рамы, кузовах, коленчатыхвалах,поворотныхцапфах,рессорахимногихдругихдеталях.
|
|
Чащевсеготрещиныусталостиразвиваются вобластиконцентрации напряжений (уотверстий,вгалтеляхит.п.).Размерытрещинпоширине колеблются в больших пределах: отвидимых невооруженным глазом до
микроскопических, которыеобнаруживают с помощью специальных приборов.
Поломки деталей могут возникать вследствие усталости металла, но
причинойих могутбытьтакже большиеударныенагрузки.
Деформациивозникаютвдеталяхврезультатединамических нагрузоки наблюдаютсявтакихдеталях, какколенчатыевалы,шатуны, карданныевалы, балкипереднихмостов,деталирами кузовови др.
Коррозионные повреждения образуютсянадеталяхврезультате химического или электрохимического взаимодействия металла с
коррозионной средойипоявляютсяввидесплошныхокисныхпленокилив видеместныхповреждений (пятен,раковиниточек).Воздействию коррозии подвергаютсямногиедеталиавтомобилей.
Изменение физико-механических свойств материала деталей в
процессеэксплуатации автомобилей выражаетсянаиболеечастовснижении твердостии упругихсвойств.
Изменениесвойствдеталейможетпроизойтиврезультатеихнагревав
процессеработыдотемпературы,влияющейнатермообработку, атакже вследствиеизносаповерхностного слоя,упрочненногометодамихимико-термическойобработки.
Упругиесвойствадеталейснижаются вследствие усталостиматериала,из которогоониизготовлены. Этотдефектчастовозникаетвтакихдеталях,как пружиныклапанови рессоры.