Характерныедефектыдеталей

Впроцессеэксплуатацииавтомобилейвихдеталяхвозникаютдефекты.

К числунаиболеераспространенныхдефектовдеталейотносятсяследующие:

-изменениеразмерови геометрическойформырабочихповерхностей;

-нарушениеточностивзаимногорасположениярабочихповерхностейна детали;

-механическиеповреждения;

-коррозионныеповреждения;

-изменениефизико-механическихсвойствматериаладеталей.


Изменение размероврабочихповерхностей деталей происходитв результатеихизнашивания.Принеравномерном изнашиваниивозникают различные погрешности в геометрической форме рабочих поверхностей деталиввидеовальности,конусностии т. п.

Нарушениеточностивзаимногорасположения рабочихповерхностей является одним из весьма распространенных дефектов автомобильных деталей.Этотдефектобычнопроявляетсяввиденарушениярасстояниямежду осямицилиндрическихповерхностей,непараллельностиили неперпендикулярности осейиплоскостей,несоосностицилиндрических поверхностейи т. п.

Причинамипоявленияэтихдефектовявляются:неравномерный износ рабочихповерхностей;внутренниенапряжения,возникающиевдеталяхпри

ихизготовлении; остаточные деформации отчрезмерных эксплуатационных нагрузокнадеталии др.

Так,например,вколенчатомвалудвигателяврезультатедеформацийот

действующихнагрузок и неравномерногоизноса шеек могут иметь место такиедефекты,какнесоосность(взаимноебиение)коренныхшеек, непараллельностькоренныхишатунныхшеек,неперпендикулярностьфланца креплениямаховикакосиколенчатоговала,изменениерадиусакривошипа.

Наиболеечастодефекты,связанныеснарушением взаимногоположения рабочих поверхностей, имеют место в корпусных деталях. Так, в блоках

цилиндроввследствие ихдеформациивпроцессеэксплуатации появляются такиедефекты,какнесоосностьотверстийвопорахподколенчатыйвал, неперпендикулярность осиэтихотверстийиосиотверстийподвтулки распределительноговала,нарушениерасстояниямеждуэтимиосямии др.

Всеэтидефектынарушаютнормальную работуагрегатов, таккак вызываютперекосыдеталейи,следовательно,дополнительные динамические нагрузки, ускоряющие их износ. Поэтому при дефектациии сортировке

деталейих необходимовыявлять,авпроцессеремонтаустранять.

Механическиеповреждения вдеталяхвозникаютпривоздействиина нихвпроцессеэксплуатациинагрузок,превышающихдопустимые,атакже

вследствиеусталостиматериала.Кчислумеханических повреждений относятся:трещины,пробоины,изломыидеформации (изгиб,скручивание, коробление).

Трещинывбольшинстве случаеввозникаютвследствиеусталости материаладеталей, работающихв условияхциклическихзнакопеременных нагрузок. Наиболее часто они появляются в деталях рамы, кузовах, коленчатыхвалах,поворотныхцапфах,рессорахимногихдругихдеталях.

Чащевсеготрещиныусталостиразвиваются вобластиконцентрации напряжений (уотверстий,вгалтеляхит.п.).Размерытрещинпоширине колеблются в больших пределах: отвидимых невооруженным глазом до

микроскопических, которыеобнаруживают с помощью специальных приборов.

Поломки деталей могут возникать вследствие усталости металла, но

причинойих могутбытьтакже большиеударныенагрузки.


Деформациивозникаютвдеталяхврезультатединамических нагрузоки наблюдаютсявтакихдеталях, какколенчатыевалы,шатуны, карданныевалы, балкипереднихмостов,деталирами кузовови др.

Коррозионные повреждения образуютсянадеталяхврезультате химического или электрохимического взаимодействия металла с

коррозионной средойипоявляютсяввидесплошныхокисныхпленокилив видеместныхповреждений (пятен,раковиниточек).Воздействию коррозии подвергаютсямногиедеталиавтомобилей.

Изменение физико-механических свойств материала деталей в

процессеэксплуатации автомобилей выражаетсянаиболеечастовснижении твердостии упругихсвойств.

Изменениесвойствдеталейможетпроизойтиврезультатеихнагревав

процессеработыдотемпературы,влияющейнатермообработку, атакже вследствиеизносаповерхностного слоя,упрочненногометодамихимико-термическойобработки.

Упругиесвойствадеталейснижаются вследствие усталостиматериала,из которогоониизготовлены. Этотдефектчастовозникаетвтакихдеталях,как пружиныклапанови рессоры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: