Группа
| Задачи по развитию связной речи и речевого общения
| периоды
|
Первый период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
| Второй период (декабрь, январь, февраль)
| Третий период
(март, апрель, май)
|
Средняя
|
· Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
· Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
· Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
· Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
· Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
· Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составить короткий описательный рассказ с помощью взрослого.
· Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой.
|
1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции.
2. Стимуляция проявления речевой активности.
3. Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.
4. Формирование умения задавать вопросы по картинке (Кто это? Что она делает?), по демонстрации действия (Кто это? Что он делает?} и отвечать на них (Это птичка. Птичка летит. Это Ваня. Ваня ест.).
5. Формирование умения договаривать за логопедом словосочетания в стихотворениях, знакомых сказках и рассказах.
6. Формирование умения повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из двух-трех простых нераспространенных предложений об овощах, фруктах, игрушках, предметах одежды, обуви, мебели.
7. Развитие реакции на интонацию и мимику, соответствующей интонации. Работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
|
1. Совершенствование диалогической речи. Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. Формирование и развитие активной позиции ребенка в диалоге.
2. Дальнейшая работа над использованием выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
3. Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ, состоящий из 2—3 простых предложений, по изучаемым лексическим темам.
4. Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки («Заюшкина избушка») с помощью взрослого и со зрительной опорой.
|
1. Совершенствование умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
2. Совершенствование умения повторять за взрослым или с небольшой его помощью описательный рассказ из 2—3 простых нераспространенных предложений по изучаемым лексическим темам.
3. Формирование умения составлять рассказы из 2—3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.
4. Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки («Гуси-лебеди») или небольшого текста с помощью взрослого и со зрительной опорой.
|
Старшая
|
· Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
· Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
· Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
· Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
· Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
|
1. Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
2. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
3. Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.
4. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Колобок») и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога.
5. Совершенствование умения «оречевлять» игровую ситуацию.
Для ФФНР
Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих действий в короткий текст.
|
1. Совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
2. Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, занимать активную полицию в диалоге.
3. совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.
4. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Теремок») и коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога.
Для ФФНР
Закрепление умения:
· Составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;
· Распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;
· Составлять предложения по опорным словам;
· Составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками;
· Заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками.
|
1. Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стимуляция собственных высказываний детей — вопросов, ответов, реплик, являющихся основой познавательного общения.
2. Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирование умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь его отдельных частей.
3. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Кот, Петух и Лиса») и коротких рассказов.
4. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.
Для ФФНР
· Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой.
· Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.
|
Подготовительная
|
· Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
· Стимулировать развитие и формирование не только позна-вательного интереса, но и познавательного общения.
· Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.
· Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
· Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
· Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
· Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.
|
1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.
4. Совершенствование навыка пересказа сказок («Василиса Прекрасная») и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.
|
1.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
2. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану. 3. Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 4. Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и знакомых сказок («Царевна-лягушка») по коллективно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказчика.
|
1. Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.
2. Дальнейшее совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине по и серии картин по данному или коллективно составленному плану.
3. Совершенствование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.
4. Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
5. Дальнейшее совершенствование умений отвечать на вопросы по тексту литературного произведения и задавать их.
6. Совершенствование навыка пересказа небольших рассказов и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина по коллективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия.
|
Подготовительная
|
| Для ФФНР
Предложение, связная речь.
· Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? Что делает? Делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким и полным ответом на вопросы.
· Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.
· Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.
· Заучивание текстов наизусть.
| Для ФФНР
Предложение, связная речь.
· Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения.
· Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака...).
· Составление предложений из «живых слов» (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу). Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку...; серенькой белочке — Дети дали орешков серенькой белочке...).
· Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили... (перед, за) домом; елочка росла... (у, около, возле) дома.
· Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.
· Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа).
· Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности.
· Развитие умения пересказывать тексты.
· Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.
| Для ФФНР
Предложение, связная речь.
· Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений.
· Умение пользоваться предложениями с предлогами «из-под», «из-за»: кот вылез... (из-под) стола.
· Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали).
· Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат).
· Закрепление всех полученных ранее навыков.
· Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения.
· Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью.
· Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин.
· Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.
|