Связная речь. Группа Задачи по развитию связной речи и речевого общения периоды Первый период (сентябрь

Группа Задачи по развитию связной речи и речевого общения периоды
Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь) Второй период (декабрь, январь, февраль) Третий период (март, апрель, май)
Средняя   · Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, пони­мать ее содержание. · Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответст­вующую интонации. · Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении. · Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию. · Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. · Формировать умение повторять за взрослым описатель­ный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем состав­ить короткий описательный рассказ с помощью взрослого. · Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой.   1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, по­нимать ее содержание, давать ответные реакции. 2. Стимуляция проявления речевой активности. 3. Формирование умения «оречевлять» игровую ситуа­цию. 4. Формирование умения задавать вопросы по картинке (Кто это? Что она делает?), по демонстрации действия (Кто это? Что он делает?} и отвечать на них (Это птичка. Птичка летит. Это Ваня. Ваня ест.). 5. Формирование умения договаривать за логопедом сло­восочетания в стихотворениях, знакомых сказках и рассказах. 6. Формирование умения повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из двух-трех простых нераспространен­ных предложений об овощах, фруктах, игрушках, предметах одежды, обуви, мебели. 7. Развитие реакции на интонацию и мимику, соответст­вующей интонации. Работа над соблюдением единства и адек­ватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразитель­ных речевых средств в игре и ролевом поведении.   1. Совершенствование диалогической речи. Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. Формирование и развитие активной по­зиции ребенка в диалоге. 2. Дальнейшая работа над использованием выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении. 3. Совершенствование умения повторять за взрослым опи­сательный рассказ, состоящий из 2—3 простых предложений, по изучаемым лексическим темам. 4. Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки («Заюшкина избушка») с помощью взрослого и со зрительной опорой.   1. Совершенствование умения поддерживать беседу, за­давать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. 2. Совершенствование умения повторять за взрослым или с небольшой его помощью описательный рассказ из 2—3 простых нераспространенных предложений по изучае­мым лексическим темам. 3. Формирование умения составлять рассказы из 2—3 про­стых предложений о предмете и по сюжетной картинке. 4. Формирование навыка пересказа. Обучение переска­зу хорошо знакомой сказки («Гуси-лебеди») или неболь­шого текста с помощью взрослого и со зрительной опорой.
Старшая   · Воспитывать активное произвольное внимание к речи, со­вершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, по­нимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. · Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг дру­га до конца. · Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. · Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых ска­зок и коротких текстов. · Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.   1. Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. 2. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. 3. Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок. 4. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Колобок») и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога. 5. Совершенствование умения «оречевлять» игровую си­туацию. Для ФФНР Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих действий в короткий текст.   1. Совершенствование умения вслушиваться в обращен­ную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. 2. Дальнейшее совершенствование умения отвечать на во­просы, задавать вопросы, вести диалог, занимать активную полицию в диалоге. 3. совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. 4. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Теремок») и коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога. Для ФФНР Закрепление умения: · Составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; · Распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; · Составлять предложения по опорным словам; · Составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; · Заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками.   1. Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стимуляция собственных высказываний детей — вопросов, ответов, реплик, являющихся основой познаватель­ного общения. 2. Дальнейшее совершенствование умения составлять рас­сказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирование умения отражать логическую и эмоциональную последователь­ность событий в рассказе, взаимосвязь его отдельных частей. 3. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Кот, Петух и Лиса») и коротких рассказов. 4. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. Для ФФНР · Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой. · Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.
Подготовительная   · Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. · Стимулировать развитие и формирование не только позна-вательного интереса, но и познавательного общения. · Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. · Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. · Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. · Сформировать навык пересказа небольших рассказов с из­менением времени действия или лица рассказчика. · Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, пред­шествующих изображенному или последующих за изображен­ным событием.   1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познаватель­ного интереса, но и познавательного общения. 2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. 3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, гри­бах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних жи­вотных по заданному плану. 4. Совершенствование навыка пересказа сказок («Василиса Прекрасная») и небольших рассказов по заданному или кол­лективно составленному плану. Обучение пересказу с измене­нием времени действия и лица рассказчика. 5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.   1.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). 2. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану. 3. Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 4. Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рас­сказов и знакомых сказок («Царевна-лягушка») по коллек­тивно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказ­чика.   1. Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков. Закрепление уме­ния соблюдать нормы вежливого речевого общения. 2. Дальнейшее совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине по и серии картин по данному или коллективно составлен­ному плану. 3. Совершенствование умения составлять рассказы из лич­ного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. 4. Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые инте­ресные и существенные события и эпизоды, включая в повество­вание описания природы, окружающей действительности, ис­пользуя вербальные и невербальные средства. 5. Дальнейшее совершенствование умений отвечать на во­просы по тексту литературного произведения и задавать их. 6. Совершенствование навыка пересказа небольших рас­сказов и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина по кол­лективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия.
Подготовительная   Для ФФНР Предложение, связная речь. · Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? Что делает? Делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким и полным ответом на вопросы. · Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам. · Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. · Заучивание текстов наизусть. Для ФФНР Предложение, связная речь. · Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе просто­го распространенного предложения. · Составление предложений без предлогов и с предлога­ми на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собакаПод ска­мейкой спит собака...). · Составление предложений из «живых слов» (которые изо­бражают дети) и распростра­нение предложений с помо­щью вопросов (Миша вешает шубуМиша веша­ет в шкаф меховую шубу). Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочкуДети видели в ле­су серенькую белочку...; се­ренькой белочкеДети дали орешков серенькой белочке...). · Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили... (перед, за) домом; елочка рос­ла... (у, около, возле) дома. · Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. · Составление детьми предло­жений по результатам вы­полнения словесной инст­рукции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую ма­шину и поставить ее на среднюю полку шкафа). · Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной после­довательности. · Развитие умения пересказы­вать тексты. · Заучивание наизусть про­заических и стихотворных текстов, скороговорок. Для ФФНР Предложение, связная речь. · Закрепление (на новом лек­сическом материале) навы­ков составления и распро­странения предложений. · Умение пользоваться пред­ложениями с предлогами «из-под», «из-за»: кот вы­лез... (из-под) стола. · Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Де­ти прыгали. Дети бегали и прыгали). · Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчи­ненных предложений (по об­разцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы сего­дня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоиме­нием «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился кон­структор, который пода­рил ему брат). · Закрепление всех получен­ных ранее навыков. · Воспитание умения использовать при пересказе слож­ные предложения. · Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фоне­тически и грамматически правильной выразительной речью. · Формирование навы­ка составления рассказа по картинке, по серии картин. · Заучивание наизусть про­заических и стихотворных текстов, скороговорок.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: