1-й период:
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
1.Обучение различению и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (груша — груши, слива — сливы, сапог — сапоги, стол — столы, яблоко —яблоки).
2.Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что?Кого? Чего?Кому? Чему?) и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога (куклу, машинки, мишке).
3.Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи простых предлогов (в, на, у).
4.Обучение установлению связи между предметом и его действием. Закрепление навыков употребления глаголов повелительного наклонения, глаголов в инфинитиве. Их преобразование в глаг. 3-го лица наст.вр. (спи-спит).
5.Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже (красный мяч, красная груша).
6.Обучение согласованию притяжательных местоимений (мой, моя) с существительными мужского и женского рода (моя рубашка, мой шарф).
7.Обучение формированию простого двусловного предложения и умению согласовывать подлежащее со сказуемым (Мишка сидит. Дети сидят.)
2-й период:
1.Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже по лексическим темам (сугроб — сугробы, снегирь — снегири, утка — утки, ворона — вороны).
2.Дальнейшее обучение пониманию вопросов Р.п., Д.п., В.п. и обучение пониманию существительных единственного числа в Т.п. без предлога (автобуса, козе, лапой).
3.Продолжение совершенствования навыка употребления в речи предлогов (в, на, у) и обучение пониманию, и употреблению простых предлогов (с, по, под). Дифференциация предлогов на,в.
4.Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами - чик-,-ик-,-к-,-ок-. (столик, стульчик).
5.Формирование навыков образования и практического употребления в речи глаголов настоящего времени множественного числа (идет- идут).
6.Обучение пониманию и употреблению возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (моется, катается, одевается).
7.Формирование умения составлять предложения из нескольких слов, обучение выражению связи между словами с помощью «главенствующих» окончаний (Девочка видит кошку. Мама варит кашу. Мальчик ест суп ложкой. Девочка дает косточку собаке.).
8.Обучению умению составлять предложения из нескольких слов по демонстрации действия и по картинке.
3-й период:
1.Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже {рыбка — рыбки, муха —мухи, луг — луга, грач — грачи, кот — коты).
2.Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах.
3.Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов {в, на, у, под, по).
4.Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5.Формирование умения различать и употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени.
6.Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными ср. рода.
7.Формирование умения согласовывать числительные (один, два, пять) с существительными мужского и женского рода (один кот, два кота, пять котов; одна рыбка, две рыбки, пять рыбок).
8.Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по вопросам (какой? какая? какое?)
9.Обучение распространению простых предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми (Мальчик и девочка пьют сок. На ветках сидят маленькие веселые птички. Катя взяла лейку и полила цветы.).
10.Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами (Мама дала Кате: — Мама дала Кате мяч. У машины нет... — У машины
нет колеса.)