Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

1. Развитие динамичности восприятия.

В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

2. Продуктивность обработки информации.

Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

3. Развитие и коррекция высших психических функций.

Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

4. Обеспечение мотивации к учению.

Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

5. Концентрический.

В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.

Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя.

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.

Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

Формирование правильного произношения.

Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

Развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом Задачи, стоящие перед воспитателем
Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом .Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти Расширение кругозора детей
Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
Развитие фонематического восприятия детей Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях
Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
Формирование навыков словообразования и словоизменения Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в «ЗВУКОВОМ ПРОФИЛЕ», где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «Итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей. Для диагностики используют методики логопедического обследования Н.В.Нищевой.

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: