Методические указания:
Пункту плана № 1 соответствует задание в форме теста, которое ориентировано на проверку усвоения основных понятий по проблеме инновационных процессов в образовании.
Работа над пунктом плана № 2 предполагает анализ информации о современных разновидностях российских авторских школ и составление таблицы, позволяющей дать сравнительную характеристику данным учебным заведениям как инновационным.
Ход выполнения:
Задание № 1. Тест.
1. Что такое педагогические инновации?
- нововведения, направленные на изменение педагогической системы с целью повышения её эффективности;
- замена некоторых элементов педагогической системы новыми;
- мобилизация внутренних резервов педагогической системы.
2. К какому пути совершенствования педагогической системы можно отнести привлечение новых информационных технологий?
- интенсивный путь
- экстенсивный путь
3. Какие направления (по Подласому И.П.) относятся к общим педагогическим инновациям?
- природосообразность;
|
|
- развивающий характер обучения;
- гуманизм.
4. Гуманистическая педагогика
- стремится изменить воспитанника;
- исходит из приоритетности знаний педагога;
- принимает воспитанника таким, каким он есть.
5. В инновационных учебных заведениях повышенная эффективность педагогического процесса преимущественно достигается за счёт:
- селекции учителей и учащихся;
- усложнения содержания образования;
- внедрения более совершенных технологий.
6. Кто является автором школы самоуправления (№ 734 г. Москва)?
- В.А. Караковский
- А.Н. Тубельский
- И.Ф. Гончаров
7. Установите соответствие между названиями инновационных школ и фамилиями их создателей, авторами оригинальных концепций:
1«Школа жизни» 2«Школа "Возрождение» (г. Тула) 3«Русская школа» (г. С-Петербург) 4«Школа самоопределения» (г. Москва) 5«Школа "погружения» 1-б, 2-г, 3-а, 4-д, 5-в. | а) И.Ф. Гончаров б) Ш.А. Амонашвили в) М.П. Щетинин г) В.М. Аврутин д) А.Н. Тубельский |
8. Какие из перечисленных учебных заведений можно отнести к инновационным?
- государственная общеобразовательная школа
- лицей
- техническое училище
- гимназия
- школа-комплекс
негосударственная школа
9. Является ли оптимизация учебно-воспитательного процесса инновацией?
- не является
- является
- частично
10. Вставьте пропущенные слова в следующее определение:
«Оптимизация - это достижение максимального результата … при минимальных затратах …»
Задание № 2.
Ознакомьтесь с предложенными в Приложении № 1 разновидностями современных авторских школ, концепциями и идеями их создания и функционирования.
|
|
Составьте таблицу
Название авторской школы | Автор школы | Концептуальные идеи | Особенности структуры, организации учебно-воспитательного процесса |
Шк. М.П.Щетинина | М.П.Щетинин | *Чередование контрольных уроков, что позволяет делать равномерное погружение на оба полушария мозга. *Многообразие форм уроков. *Наличие «разноотн.потенциалов». *систематизация знаний. *Совместная работа учеников и учителя по планированию учебного материала. *Многообразная система оценок. | В основе лекций – система «погружения». Уч.процесс строится таким образом, чтобы образовательная доминанта сохранялась несколько дней. Чтобы недельное «погружение» в один предмет не стало для учеников утомительным. Разнообразные виды и формы деятельности, выстраивание по сочетанию противоположностей. |
Шк.свободного развития | Руссо, Толстой, Вентцель, Хуторской | *Предназначение человека. *Смысл образования, *Индивидуальная ориентация обучения. *Культурно-историческая ориентация. | Каждый день проводится занятие –рефлексия. Каждую пятницу проходит научно-методический семинар. Регулярно проводятся защиты творческих работ различных типов. |
Русская школа | И.В.Гончаров | *Русская шк.- средство национальной самозащиты, а также форма защиты национальности от националистического. *Образование на уроке современных научных и хозяйственных технологий. *Приоритет духовных ценностей. *Опора на концепции экологич.,планетарного. *Ориентация на создание массовой регулярной школы. | Определяется наукой, народностью и православием. |
Шк.диалога культур | М.М.Бахтин, В.С.Библер, С.Ю.Курганов | *Формирование диалогического сознания, свободного от монокультурного воздействия действительности. *Построение основано на основе не сводимых др.к др. культур. *Многоголосье мира и полифонический слух. | 1-2кл.- «точка удивления», 3-4кл.- античная культура, 5-6 кл. – культура средневековья, 7-8 кл. – новое время, 9-10кл. – культура современности. Релятивизм (отсутствие единой картины мира). 11-й класс: специальный диалогический класс. |
Шк.самоопределения | А.К.Тубельский | *Личностный смысл учебы. *Межпредметные «погружия». *Рефлексия. *Творческий экзамен. *Разновозрастное взаимодействие и самоуправление учеников. *Совокупность образовательных пространств. *Педагогическая деятельность как искусство и исследование | Начальная школа - освоение общекультурных навыков чтения, письма, счёта ведётся в индивидуальном для каждого ребёнка темпе. Основная школа – урок по выбору, работа в кабинетах-лабораториях над самостоятельно выбранными темами и проектами, проба сил в разных предметах. Старшая школа – обучение по индивидуальным планам, которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса - мастерская, которой руководит учитель или приглашённый специалист. |
Сделайте вывод, в котором отразите:
- наличие общих черт в авторских школах;
- отличие авторских школ от традиционных общеобразовательных учебных заведений.
Подумайте, можно ли отнести авторские школы к разновидностям альтернативных учебных заведений.
Приложение № 1.