4 класс. В классе 31 человек: 14 девочек и 17 мальчиков. Ввиду того, что школа находится в военном городке, основная часть родителей учеников – военнослужащие. Родители стараются регулярно контролировать успеваемость и поведение детей, по роду своей деятельности это им не всегда удается.
Уровень общественной активности в классе невысок, самостоятельность и добросовестность в выполнении трудовых поручений проявляется лишь у части учащихся. Взаимопомощь проявляется слабо. Состояние успеваемости в классе в целом удовлетворительное.
Общий уровень знаний и учебных навыков средний. При этом у части детей преобладает непроизвольная эмоциональная память. Они достаточно легко запоминают эмоционально насыщенный материал, представляющий для них интерес, в то время как относительно сложный, но обязательный для изучения учебный материал воспринимают
с трудом, заучивают механически путем многократных повторений, не уясняя его смысла.
У части детей произвольное внимание в целом сформировано, но недостаточно развито свойство переключаемости внимания. Отличников в классе 3, неуспевающих - 1. В классе достаточно часты проблемы с дисциплиной. Обучение математике идет по учебнику Э. И. Александровой. Школа оснащена всем необходимым.
|
|
Задание: разработайте и представьте на практическом занятии проект системы рефлексивного безотметочного оценивания учебных достижений ребенка, формы и приемы которого позволяют вызвать у детей позитивную учебную мотивацию.
Самостоятельная работа №6
Задание № 1.
Изучите проблему неудач учащихся в учебной деятельности.
● Изложите письменно точку зрения автора на данную проблему. Придерживайтесь плана:
- Причины неудач.
- отсутствие интереса к учёбе,
- плохое поведение в школе,
- лень,
- плохая воспитательная атмосфера в семье,
- длительная болезнь,
- недостатки в учебно-воспитательной работе школы.
-
- Разновидности педагогических неудач.
- уровень профессиональной квалификации учителя,
- -система дидактических принципов, принятых учителем,
- учебно-воспитательная работа.
-
- Средства предупреждения, касающиеся педагогических причин неудач.
- Педагогическая профилактика, в том числе проблемное и групповое обучение,
- Педагогическая диагностика,
- Педагогическая терапия.
-
● Упорядочите в соответствии с критериями деления дидактических причин школьных неудач на относительные независимые и относительно зависимые от учителя следующие причины:
- несовершенные школьные учебники,
- методические ошибки учителя,
- недостаточное знание учащихся учителем,
- перегруженные программы.
|
|
Относительно зависимые от учителя:
- методические ошибки учителя,
Относительно независимые от учителя:
несовершенные школьные учебники,
недостаточное знание учащихся учителем перегруженные программы
Задание № 2.
● Проведите рефлексию результатов своей учебной деятельности по курсу "Теория обучения".
Параметры диагностики | Мои основные результаты | Виды деятельности, благодаря которым достигнуты данные результаты |
1. Знание фактов, теорий, закономерностей, принципов, современных технологий обучения. | ||
2. Владение понятиями, умение раскрыть закономерности, применять (обосновать) принципы, правила обучения в конкретных педагогических ситуациях; осуществление на основе теории обучения других практических действий. | ||
3. Интерес к предмету. | ||
4. Качества личности, которые а) помогали б) затрудняли познавательную деятельность в области изучаемой дисциплины. | ||
5. Основные трудности в учебной деятельности. | ||
6. Изменения - в знаниях по предмету; - в умении чувствовать и ощущать; - в творческих способностях; - в умении осознавать себя (рефлексия). | ||
7. Общая оценка результатов учебной деятельности по курсу. |
Задание № 3.
● Разработайте программу педагогического мониторинга по изучению интеллектуальной сферы подростка, используя следующую информацию.
"Одна из особенностей педагогического мониторинга заключается в том, что основное внимание направляется на процессуальные характеристики индивидуальности. При проведении педагогического мониторинга целесообразно использовать как педагогические, так и психологические, социологические методы - наблюдение, анкетирование (открытое, закрытое, полузакрытое); изучение документации школы, педагогического опыта; беседы, опросы, интервью, рейтинг; самооценка; парное сравнение; экспертные методы исследования; тестирование. В целом при проведении мониторинга необходимо ориентироваться на следующие требования: адекватность, точность, своевременность, доступность, системность, непрерывность, полнота, структурированность, которые характерны для любого вида и уровня мониторинга. Педагогическая программа изучения интеллектуальной сферы подростка может включать следующее:
1. Анкету для учащегося, направленную на выявление мотивов и интересов в познавательной деятельности учащихся (5-7 вопросов).
2. Анкету диагностики эмоциональной сферы учащегося (5-7 вопросов).
3. Тест на определение волевых качеств учащегося, предусматривающий выявление внешних признаков проявления регулятивных процессов:
- контролирует свои действия, оценивает их;
- исправляет свои ошибки;
- интересуется действиями других учащихся;
- может найти ошибки у других учащихся и предложить способы их исправления;
- объясняет свои действия;
- называет причины (мотивы) исправлений.
4. Схему наблюдения и анализа учебной деятельности учащегося и её продуктов, предусматривающую
- цель наблюдения и анализа;
- содержание наблюдаемых и изучаемых явлений (во время урока, внеурочной деятельности);
- параметры диагностики: признаки познавательной деятельности (познавательная потребность, выполнение мыслительных операций, активность, самостоятельность в решении познавательных задач, заинтересованность в получении знаний, целеустремлённость и др.);
- формы и способы анализа.
Практическая работа № 7.
Тема: Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы.
Цель: закрепить и углубить знания о сущности инновационных процессов в образовании, обусловленных закономерностью педагогических систем в адаптации к потребностям прогрессивного развития социума, признанием самоценности и активности личности; об авторских школах, их разнообразии как наиболее значимых элементах инноваций.
|
|
План:
1. Инновации каксоциально- педагогическое явление.
2. Инновационные учебные заведения.
3. Авторские школы.
Основная литература:
1. Андриади И.П. Теория обучения / Под ред. Андриади И.П. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.- п., 336 с.
2. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с.
3. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с.
4. Полат Е.С. Дистанционное обучение в профильной школе / Под ред. Полат Е.С. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009.- п., 208 с.
5. Хуторской, А.В.Педагогическая инноватика (2-е изд., стер.) учеб. пособие.. – М.: Академия, 2010. - п., 256 с.
Дополнительная литература:
1. Подласый, И.П. Педагогика.В 3-х книгах:Учебник для студ.вузов /И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп.-М:Владос.- (Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы.-2007.-527с.
2. Подласый, И.П. Педагогика:Учебник для студ.вузов/И. П Подласый.-М:Высшее образование, 2008. -540с.-(Основы. наук).
3. Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее. - М., 2001. - Гл. 1