Тема: Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса

Цель:сформировать представление о процессе воспитания как компоненте целостного педагогического процесса, основные свойства и характеристики которого обусловлены влиянием исторической, социокультурной среды, состоянием педагогической теории и практики; рассмотреть философские, психологические и педагогические основы воспитания в их единстве и взаимосвязи; проанализировать основные понятия теории воспитания; выявить общее и различное в современных концепциях воспитания.

План:

1. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.

2. Основные понятия теории воспитания: «воспитание», «воспитательная работа», «воспитанность», «воспитуемость», «самовоспитание» и т.д.

  1. Движущие силы и логика процесса воспитания.
  2. Закономерности и принципы воспитания.

Основная литература:

  1. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: Учебник для вузов/Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 300с.
  2. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с.
  3. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для вузов (2-е изд.). – М.: Изд-во Юрайт, 2011.- п., 502 с.
  4. 6. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов (2-е изд.). М.: Издательство Юрайт, 2011.- 574 с.

Дополнительнаялитература:

  1. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учебное пособие/Г.М.Коджаспирова.-3-е изд.-М:Айрис-пресс,2008.-256с.-(Высшее образование).
  2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2007 – 640с.
  3. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.М. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Н.Ю. Прияткина. Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области: Ч.1. Актуальные проблемы образования / ред.: Е.А. Шмелева, ред.: М.А. Правдов, ред.:.- 2011. Университетская библиотека Он-лайн. URL: http://www.rucont.ru/efd/140647?cldren=0

Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев.- М.: ВЛАДОС, 2010.- нет.- (Педагогическое наследие).- под ред. В.А. Сластенина.- ISBN 978-5-691-01654-7. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/153830?cldren=0

Акмеологическая наука в модернизации образования инновационной России. Т.3 / ред.: В.Н. Тарасова.- 2011. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:

http://www.rucont.ru/efd/140411?cldren=0

Н. Л. Селиванова ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Философия образования № 5, 2011, C. 51-57 Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?art=1&id=26721683

Г. Н. Филонов Теория воспитания: потенциал формирующего воздействия Педагогика № 7, Сентябрь 2011, C. 12-20. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:

http://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?art=6&id=26038755

Б. М. БИМ-БАД, Л. И. ЕГОРОВА Категория амбивалентности в теории воспитания человека педагогика № 7, Сентябрь 2008, C. 8-17. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:

http://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?art=17&id=19003350

Ход занятия:

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия теории воспитания:

Воспитание как общественное явление – воздействие общества на личность.

Воспитание как педагогический процесс как - процесс… целенаправленного формирования личности, специально организованная деятельность педагогов и воспитанников.…………………………………………………………………………

Самовоспитание - систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.…………………………………………………………………….

Движущие силы процесса воспитания – это внешних и внутренних разрешение противоречий.…………………………………………..

Закономерности воспитания - стойкие существенные связи в воспитательном процессе, реализация, которых позволяет достичь высоких результатов в развитии и формировании личности.

…………………………………………………………..

Принципы воспитания - основные исходные положения, которые определяют процесс воспитания студентов, его направленность, содержание, выбор методов, средств и форм ………………………………………………………………….

Задание № 2.

1. Проанализируйте высказывание К.Д. Ушинского: «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое издание, не сумел бы ответить на вопросы, что он хочет строить- храм ли… просто ли дом… То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумел ясно и точно определить цели своей воспитательной деятельности.» Попробуйте самостоятельно сформулировать цели воспитательной деятельности и обосновать их.

Главная цель воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание слитые в единое целое педагогического процесса – дают возможность достичь главную цель воспитания.

2. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях» (К.Д.Ушинский). Не значит ли это, что категория «отношения» есть сущностная характеристика воспитания. Какова его природа? В чем педагогический смысл этой философско-педагогической категории? И как быть педагогу, поставившему себе цель сформировать личность ребенка, прекрасного во всех отношениях, оцениваемых с позиции истины, добра, красоты?

Прежде чем сформировать личность ребенка необходимо изучить, узнать воспитанника

3. М.М. Пришвин: «Яркое весеннее солнце, голубое глубокое небо, ослепительно белый искрящийся снег… День-то какой! А ты – каков?

Какие ценностные свойства личности воспитываются на чувственно-эмоциональной основе художественной литературы? Изначальный смысл воспитания заключен в синкретичности его составных. В качестве составных выступают «ось» и «питание» то есть воспитание содержит в себе целостную идею о «питании оси». О какой оси идет речь, если исходить из того, что школа есть как бы лестница для восхождения? Как соотносится «воспитание» и «восхождение»?

Отзывчивость, доброта, сочувствие и др. Если говорить о воспитании как о «питании оси», скорее всего под «осью» рассматривается личность ребенка. Если школа есть лестница, то воспитание – есть восхождение по этой лестнице. Шаг за шагом, ступень за ступенью к цели - всесторонне развитая личность

Задание № 3.

● Допишите формулировки задач гуманистического воспитания (по В.А. Сластёнину):

- Философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

- Оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в сознании ответственности за жизнетворчество;

- Приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

- Раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

- Развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

- Возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремление к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

- Формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и её духовный потенциал, которые в свою очередь обеспечивают возможности личностного роста;

- Развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Задание № 4.

● Заполните схему «Движущие силы процесса воспитания»:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: