Принципы воспитания

№№ п/п Традиционные принципы воспитания Современная система принципов воспитания Специфика принципов воспитания
  Принцип гуманистической направленности   Последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития. Субъект – субъектные отношения. Эффективно влияет на развитие рефлексии, чувства собственного достоинства, терпимости. Формирование личности.
  Принцип природосообразности воспитания   Воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с законами развития природы и человека, воспитать согласно полу и возрасту
  Принцип культуросообразности воспитания   Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры, и строиться в соответствии с ценностями национальных культур.
  Принцип коллективности воспитания   Воспитание в коллективах даёт ребенку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Приобретение опыта адаптации и обособления в обществе.
    Принцип незавершаемости воспитания Признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями.
    Принцип дополнительности в воспитании Рассматривать воспитание как один из социальных институтов. Рассматривать социальное воспитание как совместность взаимодополняющих процессов социального опыта, воспитывающего обучающегося, создающих условия для развития природных задатков.

Задание №6.

· Используя основную и дополнительную литературу к практическому занятию, ответьте на вопросы:

- Раскройте аксиологическую характеристику личности.

- В чём заключена сущность мотивационно-ценностного отношения личности?

- В чём проявляется взаимосвязь принципов воспитания и обучения в педагогическом процессе?

Контрольные вопросы

1. Объясните, почему в педагогической литературе имеются различные трактовки понятия воспитания.

2. Назовите общие признаки воспитания как социально-педагогического явления.

3. Как соотносятся понятия "развитие", "воспитание", "социализация" и "инкультурация"?

4. В каком соотношении понимают в педагогике термины "обучение" и "воспитание"?

Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления – социальный или педагогический – представляется исследователю наиболее значимым.

Если рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений. Воспитание как общественное явление– это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе.

Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе.

Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента: поля среды, то есть сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию).

Социокультурная ситуация — это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации.

Сопоставление понятий «социализация» и «воспитание» показывает, что они оба включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена, прежде всего, на развитие духовного здоровья общества, а воспитание - на развитие духовности в личности.

Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений.

Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: