К занятию № 3 подготовить вопросы 1,2,3,4 из теоретической части и задания 1,2 из практической части. Все остальные задания и вопросы к занятию №4

Практическое занятие № 3, 4

Тема: «Лексические нормы русского языка»

Теоретическая часть

1. Понятие лексической нормы.

2. Лексическая несочетаемость.

3. Речевая избыточность, виды речевой избыточности.

4. Речевая недостаточность.

5. Ошибки в употреблении паронимов, фразеологических сочетаний.

Литература

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М., 2003. – С.256-261, 265-277.

Практическая часть

К практическому занятию №3.

Задание 1. Отредактируйте следующие предложения.

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Дождевая установка уже пущена в работу; взметающиеся вверх рано утром струи воды не опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем травами. 3. Два пернатых в одной берлоге не уживутся. 4. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом. 5. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 6. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 7. Широкое испытание этого биоактивного крема привели к крайне положительным результатам.

Задание 2. Пользуясь толковым словарем, определите, правильно ли вы понимаете значение следующих слов?

Венценосный, царедворец, мракобес, ариозо, анонсировать, неофит, плутократия, буланый, деградация, реанимация, консенсус, тенденциозность, менталитет, кулуары, толерантность.

К практическому занятию №4.

Задание 3. Составьте предложения с паронимами.

Элитный - элитарный, блудить – блуждать, укрывать – скрывать, осудить – обсудить.

Задание 4. Подберите синонимы к следующим заимствованиям.

Аномалия, спонтанный, дилетант, раритет, цитадель, электорат, девальвация, легитимный, эксклюзивный, индифферентный.

Подготовиться к самостоятельной работе по акцентологическим нормам.

К занятию № 3 подготовить вопросы 1,2,3,4 из теоретической части и задания 1,2 из практической части. Все остальные задания и вопросы к занятию №4.

Занятие №5 в форме лабораторной работы по отработке навыков редактирования текстов, в которых имеются нарушения лексических норм.


Практическое занятие №6

Тема: Типы словарей в русской лексикографии

Теоретическая часть

1. Понятие лексикографии.

2. Основные типы словарей (энциклопедические, филологические, двуязычные, одноязычные).

Практическая часть

Задание. Заполните таблицу.

№п/п. Виды словарей Цель словаря Пример словарной статьи Авторы
1. Толковые словари      
2. Фразеологические словари      
3. Словарь синонимов      
4. Словарь антонимов      
5. Словарь паронимов      
6. Словарь иноязычных слов      
7. Орфографический словарь      
8. Орфоэпический словарь      
9. Этимологический словарь      

Литература

1. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – М.. 1994. (или любой другой учебник по современному русскому языку, в котором есть раздел «Лексикография»).


Практическое занятие №7,8

Тема: «Морфологические нормы русского языка»

Теоретическая часть

1. Трудные случаи употребления имен существительных:

а) определение рода несклоняемых существительных;

б) употребление окончаний –а/-я; -ы/-и в форме множественного числа существительных мужского рода;

в) варианты окончаний в форме родительного падежа множественного числа;

г) особенности употребления имен собственных.

2. Трудные случаи употребления имен прилагательных, местоимений, глаголов.

3. Имя числительное и нормы его употребления:

а) склонение числительных;

б) особенности употребления числительных в сочетании с существительными.

Литература

1. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.

Практическая часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: