Практическое занятие № 3, 4
Тема: «Лексические нормы русского языка»
Теоретическая часть
1. Понятие лексической нормы.
2. Лексическая несочетаемость.
3. Речевая избыточность, виды речевой избыточности.
4. Речевая недостаточность.
5. Ошибки в употреблении паронимов, фразеологических сочетаний.
Литература
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М., 2003. – С.256-261, 265-277.
Практическая часть
К практическому занятию №3.
Задание 1. Отредактируйте следующие предложения.
1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Дождевая установка уже пущена в работу; взметающиеся вверх рано утром струи воды не опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем травами. 3. Два пернатых в одной берлоге не уживутся. 4. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом. 5. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 6. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 7. Широкое испытание этого биоактивного крема привели к крайне положительным результатам.
|
|
Задание 2. Пользуясь толковым словарем, определите, правильно ли вы понимаете значение следующих слов?
Венценосный, царедворец, мракобес, ариозо, анонсировать, неофит, плутократия, буланый, деградация, реанимация, консенсус, тенденциозность, менталитет, кулуары, толерантность.
К практическому занятию №4.
Задание 3. Составьте предложения с паронимами.
Элитный - элитарный, блудить – блуждать, укрывать – скрывать, осудить – обсудить.
Задание 4. Подберите синонимы к следующим заимствованиям.
Аномалия, спонтанный, дилетант, раритет, цитадель, электорат, девальвация, легитимный, эксклюзивный, индифферентный.
Подготовиться к самостоятельной работе по акцентологическим нормам.
К занятию № 3 подготовить вопросы 1,2,3,4 из теоретической части и задания 1,2 из практической части. Все остальные задания и вопросы к занятию №4.
Занятие №5 в форме лабораторной работы по отработке навыков редактирования текстов, в которых имеются нарушения лексических норм.
Практическое занятие №6
Тема: Типы словарей в русской лексикографии
Теоретическая часть
1. Понятие лексикографии.
2. Основные типы словарей (энциклопедические, филологические, двуязычные, одноязычные).
Практическая часть
Задание. Заполните таблицу.
№п/п. | Виды словарей | Цель словаря | Пример словарной статьи | Авторы |
1. | Толковые словари | |||
2. | Фразеологические словари | |||
3. | Словарь синонимов | |||
4. | Словарь антонимов | |||
5. | Словарь паронимов | |||
6. | Словарь иноязычных слов | |||
7. | Орфографический словарь | |||
8. | Орфоэпический словарь | |||
9. | Этимологический словарь |
Литература
|
|
1. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – М.. 1994. (или любой другой учебник по современному русскому языку, в котором есть раздел «Лексикография»).
Практическое занятие №7,8
Тема: «Морфологические нормы русского языка»
Теоретическая часть
1. Трудные случаи употребления имен существительных:
а) определение рода несклоняемых существительных;
б) употребление окончаний –а/-я; -ы/-и в форме множественного числа существительных мужского рода;
в) варианты окончаний в форме родительного падежа множественного числа;
г) особенности употребления имен собственных.
2. Трудные случаи употребления имен прилагательных, местоимений, глаголов.
3. Имя числительное и нормы его употребления:
а) склонение числительных;
б) особенности употребления числительных в сочетании с существительными.
Литература
1. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.
Практическая часть