Перечень литературоведческих терминов и понятий

· Художественная литература.

· Художественный вымысел. Художественный образ.

· Устное народное творчество.

· Миф и литература.

· Классическая литература. Массовая литература.

· Писатель. Автор. Авторская позиция.

· Литературные роды (эпос, лирика, драма).

· Жанры фольклора (сказка, загадка, песня, поговорка, пословица, былина, легенда).

· Литературные жанры (житие, летопись, путешествие (хождение), поучение, роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, детектив, сказка, фэнтези, очерк, притча, басня; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, песня, эпиграмма, эпитафия, гимн, ода, сонет; комедия, трагедия, драма, фарс).

· Поэтика. Содержание и форма.

· Тема. Идея. Проблематика. Пафос. Подтекст. Конфликт.

· Художественное пространство. Художественное время.

· Историзм.

· Персонаж. Герой. Характер. Тип. Вечный образ. Лирический герой. Образ автора

· Система персонажей.

· Психологизм.

· Композиция.

· Сюжет. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

· Пролог, эпилог. Эпиграф. Вставной элемент. Лирическое отступление.

· Повествование. Автор-повествователь. Рассказчик. Точка зрения. Сказ. Стилизация

· Акт. Действие, Явление. Сцена. Реплика. Ремарка.

· Портрет. Пейзаж. Интерьер.

· Мотив. Деталь.

· Монолог. Диалог. Внутренняя речь

· Реминисценция. Мифологический образ. Афоризм.

· Язык художественного произведения. Стиль.

· Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, гипербола, литота, перифраз. Гротеск. Аллегория. Символ. Оксюморон. Звукопись. Аллитерация и ассонанс. Анафора. Эпифора. Инверсия. Повтор. Антитеза. Риторический вопрос, риторическое восклицание.

· Фантастика.

· Трагическое. Драматическое. Комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм.

· Проза и поэзия. Системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая). Стихотворные размеры: гекзаметр, хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Белый стих. Вольный стих. Верлибр. Строфа.

· Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. Символизм, акмеизм, футуризм. Постмодернизм.

· Традиция и новаторство.

· Общечеловеческое и национальное в творчестве писателя. Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

· Художественный перевод.

· Литературная критика.


[1] ФГОС предполагает обязательное обеспечение профильного обучения на этапе среднего общего образования (10-11 классы), тем не менее, у образовательных организаций есть право и возможность обеспечить углубленное изучение отдельных предметов на этапе основного общего образования за счет вариативной части учебного плана.

[2] При формировании вариативной части литературного образования рекомендуется придерживаться заявленного в Концепции соотношения: 70% / 30% между классической литературой и другими произведениями, что соответствует обозначенному в ФГОС соотношению обязательной и вариативной частей основной образовательной программы (ФГОС. III. 15).

[3] Конкретное число, названное в Перечне, обозначает минимально необходимое количество произведений, что не должно препятствовать изучать большее количество при наличии возможностей для этого.

[4] Следует учитывать условность и «подвижный» характер понятия «современная литература». Для школы примерной «точкой отсчета» можно считать начало 1990-х гг. Отбор произведений следует осуществлять с учетом гуманистической позиции автора и лексической нормативности текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: