· Художественная литература.
· Художественный вымысел. Художественный образ.
· Устное народное творчество.
· Миф и литература.
· Классическая литература. Массовая литература.
· Писатель. Автор. Авторская позиция.
· Литературные роды (эпос, лирика, драма).
· Жанры фольклора (сказка, загадка, песня, поговорка, пословица, былина, легенда).
· Литературные жанры (житие, летопись, путешествие (хождение), поучение, роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, детектив, сказка, фэнтези, очерк, притча, басня; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, песня, эпиграмма, эпитафия, гимн, ода, сонет; комедия, трагедия, драма, фарс).
· Поэтика. Содержание и форма.
· Тема. Идея. Проблематика. Пафос. Подтекст. Конфликт.
· Художественное пространство. Художественное время.
· Историзм.
· Персонаж. Герой. Характер. Тип. Вечный образ. Лирический герой. Образ автора
· Система персонажей.
· Психологизм.
· Композиция.
· Сюжет. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
|
|
· Пролог, эпилог. Эпиграф. Вставной элемент. Лирическое отступление.
· Повествование. Автор-повествователь. Рассказчик. Точка зрения. Сказ. Стилизация
· Акт. Действие, Явление. Сцена. Реплика. Ремарка.
· Портрет. Пейзаж. Интерьер.
· Мотив. Деталь.
· Монолог. Диалог. Внутренняя речь
· Реминисценция. Мифологический образ. Афоризм.
· Язык художественного произведения. Стиль.
· Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, гипербола, литота, перифраз. Гротеск. Аллегория. Символ. Оксюморон. Звукопись. Аллитерация и ассонанс. Анафора. Эпифора. Инверсия. Повтор. Антитеза. Риторический вопрос, риторическое восклицание.
· Фантастика.
· Трагическое. Драматическое. Комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм.
· Проза и поэзия. Системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая). Стихотворные размеры: гекзаметр, хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Белый стих. Вольный стих. Верлибр. Строфа.
· Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. Символизм, акмеизм, футуризм. Постмодернизм.
· Традиция и новаторство.
· Общечеловеческое и национальное в творчестве писателя. Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.
· Художественный перевод.
· Литературная критика.
[1] ФГОС предполагает обязательное обеспечение профильного обучения на этапе среднего общего образования (10-11 классы), тем не менее, у образовательных организаций есть право и возможность обеспечить углубленное изучение отдельных предметов на этапе основного общего образования за счет вариативной части учебного плана.
|
|
[2] При формировании вариативной части литературного образования рекомендуется придерживаться заявленного в Концепции соотношения: 70% / 30% между классической литературой и другими произведениями, что соответствует обозначенному в ФГОС соотношению обязательной и вариативной частей основной образовательной программы (ФГОС. III. 15).
[3] Конкретное число, названное в Перечне, обозначает минимально необходимое количество произведений, что не должно препятствовать изучать большее количество при наличии возможностей для этого.
[4] Следует учитывать условность и «подвижный» характер понятия «современная литература». Для школы примерной «точкой отсчета» можно считать начало 1990-х гг. Отбор произведений следует осуществлять с учетом гуманистической позиции автора и лексической нормативности текста.