Воспоминания небесный светлый гений. К нам ниспускается на крыльях сновидений

К нам ниспускается на крыльях сновидений.

В пленительных мечтах, одушевленных им,

И к книгам и к трудам обычным мы спешим…

(Е.А. Баратынский)

22. В каких словах в корне пишется удвоенная согласная?

а) ак..устика д) ак..ордеон

б) ал..огизм е) ап..ел..яция

в) ал..юминий ж) гум..анизм

г) импрес..арио з) идил..ия

23. Укажите существительные женского рода. Подберите к ним определения.

а) рояль д) бра

б) тюль е) мозоль

в) инженю ж) пони

г) фойе з) вермишель

24. Укажите слова, с которыми нельзя употреблять собирательные числительные (двое, трое и т.д.). Дайте объяснение.

а) маршал д) ворота

б) очки е) город

в) профессор ж) сирота

г) студентка з) знакомый

25. Укажите предложения, в которых встречаются плеоназмы (лишние слова). Устраните недочеты.

1.Нам мало на подготовку полчаса времени.

2.Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

3.На строительные объекты бесперебойно доставляются материалы.

4.Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

5.Спортсмены нашей сборной в этом году показали высокие результаты.

26. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Устраните недочеты.

1.Поняв свою беспомощность, ему стало страшно.

2.Вернувшись в родные края, мы первым делом навестили бабушку.

3.Засучив рукава, отец стал умываться.

4.Написав диссертацию, работа будет допущена к защите.

5.Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль.

27. В данных предложениях, за исключением одного, следует поставить тире или запятую. В каком предложении знак препинания не нужен? Дайте объяснение.

13. Здесь не житье им рай.

14. Один с сошкой семеро с ложкой.

15. Было бы здоровье остальное будет.

16. Добро творить себя веселить.

17. На поляне той гора вся из чистого серебра.

18. Я умираю мне нечего лгать.

28. В каком предложении повелительное наклонение глагола употреблено в значении изъявительного?

18. Дел было много, я и позабудь рассказать о случившемся.

19. Не приставай ко мне с расспросами!

20. Позабудь об этом.

21. Пусть выключат телевизор!

22. Я устал, дай-ка мне отдохнуть.

15.Составьте словарь-минимум (10-15 слов) заимствованной лексики, которая появилась в русском языке последние 10-15 лет (супервайзер, медиапланер и др.). Определите происхождение этих слов, дайте их толкование. (При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов)

16. Приведите несколько примеров наиболее распространенных ошибок из средств массовой информации и повседневной речи: составьте картотеку речевых неправильностей. Отметьте по 3 примера на каждый вид ошибки (орфоэпическая, орфографическая, лексическая или лексико-словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная, стилистическая, логическая). Укажите источник. Дайте лингвистическую оценку.

17. Проанализируйте две любые страницы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Определите, какие слова вы употребляете активно (слова хорошо известны), какие понимаете при восприятии речи (или известны только некоторые значения), какие вам неизвестны или не вполне понятны. Выбранные слова распределите по трём столбцам таблицы. Проанализируйте причины своего незнания тех или иных слов, результаты запишите в виде связного текста.

18. Напишите лингвистическое сочинение о слове «вдохновение», используя лексикографические источники.

Вариант 38

8. Дайте определение термину «правильность речи».

9. Определите, какой термин соответствует приведенной дефиниции: «неблагозвучие, режущее слух сочетание звуков, которое создается назойливым повторением одних и тех же звуков, их скоплением в предложении, не связанным стилистическим заданием».

а) каламбур;

б) эвфемизм;

в) какофония.

10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении приведенных словосочетаний:

а) обои супруги Сергеевы;

б) опросить тридцать двух студентов;

в) обои студентки;

г) произведения Марк Твена;

д) уехал в половине третьего.

11. Просклоняйте (прописью) числительное 5263.

12. Раскройте скобки, выберите одно из слов, объясните свой выбор.

Идеалом счастья Обломов считал (сытую – сытную) жизнь.

13. Объясните, нарушены ли требования закона достаточного основания? Почему?

Оттого телега запела, что давно дегтю не ела.

14. Отметьте, какие образные средства формируют текст.

Мы вольные птицы: «Пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белел гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер … да я!»

35. В каком глаголе в суффиксе пишется Ы? Дайте объяснение.

а) доклад..вать г) танц..вать

б) потч..вать д) оккупир..вать

в) команд..вать е) завед..вать

36. Найдите ошибку в склонении числительного 4,36.

а) И. Четыре целых и тридцать шесть сотых

б) Р. четырех целых и тридцати шести сотых

в) Д. Четырем целым и тридцати шести сотым

г) В. четыре целых и тридцать шесть сотых

д) Т. четырьмя целыми и тридцатью шести сотыми

е) П. (о) четырех целых и тридцати шести сотых

37. В каких предложениях допущены ошибки при употреблении однородных членов? Отредактируйте эти предложения.

25. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

26. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме.

27. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.

28. У Андрея Находки голова была правильно круглая и гладко острижена.

29. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

30. Газета обратилась с призывом к молодежи и девушкам г.Пензы.

38. В каких предложениях необходимо поставить знаки препинания? Дайте объяснение.

25. Мальчик бежал по тропинке сломя голову.

26. Всю неделю я проработал вместо тебя.

27. Он поступил согласно договоренности.

28. Рабочий стоял неудобно согнувшись.

29. Лежа читать не рекомендуется.

30. Усталый он бросился в кресло.

39. В каком предложении перед союзом «И» следует поставить запятую? Дайте объяснение.

21. Но что это значит и какой смысл?

22. Раньше вы никогда не пили и никогда не говорили так много, как теперь.

23. Я стар, болен и потому нахожу своевременным регулировать свои имущественные отношения.

24. Моя мать, его теща, до сих пор обожает его и до сих пор он внушает ей священный ужас.

25. Он знал, что Таня не приедет и что нужно самому принимать решение.

40. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении косвенной речи? Устраните недочеты.

21. Мы не были уверены, что будет ли сегодня хорошая погода.

22. Метеоролог объявил перед полетами, что я, мол, затрудняюсь дать точный прогноз погоды.

23. Нам сказали, что кружок будет работать два раза в неделю.

24. Я не согласен, что таким образом можно решить задачу.

25. Егерь представил меня своим друзьям и сказал мне, что по моему мнению, это все отличные ребята.

14. Укажите существительные женского рода. Подберите к ним определения.

а) рояль д) бра

б) тюль е) мозоль

в) инженю ж) пони

г) фойе з) вермишель

(А.С. Пушкин)

15.Составьте словарь-минимум (10-15 слов) заимствованной лексики, которая появилась в русском языке последние 10-15 лет (супервайзер, медиапланер и др.). Определите происхождение этих слов, дайте их толкование. (При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов)

16. Приведите несколько примеров наиболее распространенных ошибок из средств массовой информации и повседневной речи: составьте картотеку речевых неправильностей. Отметьте по 3 примера на каждый вид ошибки (орфоэпическая, орфографическая, лексическая или лексико-словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная, стилистическая, логическая). Укажите источник. Дайте лингвистическую оценку.

17. Проанализируйте две любые страницы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Определите, какие слова вы употребляете активно (слова хорошо известны), какие понимаете при восприятии речи (или известны только некоторые значения), какие вам неизвестны или не вполне понятны. Выбранные слова распределите по трём столбцам таблицы. Проанализируйте причины своего незнания тех или иных слов, результаты запишите в виде связного текста.

18. Напишите лингвистическое сочинение о слове «поэзия», используя лексикографические источники.


Вариант 39

15. Дайте определение термину «чистота речи».

16. Определите, какой термин соответствует приведенной дефиниции: «многословие, выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова».

а) пустословие;

б) плеоназм;

в) тавтология.

17. Найдите и исправьте ошибки в употреблении приведенных словосочетаний:

а) найти хорошего гриба;

б) наблюдать Марса в телескоп;

в) смотреть «Ревизор»;

г) килограмм помидоров;

д) несколько вафлей.

18. Просклоняйте (прописью) числительное 581.

19. Раскройте скобки, выберите правильный вариант, объясните свой выбор.

(Костный – костяной – косный) образ жизни.

20. Нарушен ли логический закон в высказывании? Какой закон нарушен? Почему?

Николай не занимался спекуляцией, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

21. Отметьте, какие образные средства формируют текст.

Мечты, мечты,

Где ваша сладость?

Где ты, где ты,

Ночная радость?

Исчезнул он веселый сон,

И одинокий

Во тьме глубокой

Я пробужден.

(А.С. Пушкин)

22. В каком словосочетании неправильно употреблено слово жилищный? Дайте объяснение.


а) жилищная норма

б) жилищный массив

в) жилищное строительство

г) жилищная комиссия

д) жилищные условия

е) жилищный вопрос


23. Какие слова нежелательны для употребления в случаях официального общения? Дайте объяснение.

а) секретарша д) сиделка

б) ткачиха е) доярка

в) врачиха ж) машинистка

г) лаборантка з) директриса

24. Найдите ошибку в склонении числительного 1568.

а) Именительный: одна тысяча пятьсот шестьдесят восемь

б) Родительный: одной тысячи пятисот шестидесяти восьми

в) Дательный: одной тысяче пятистам шестидесяти восьми

г) Винительный: одну тысячу пятьсот шестьдесят восемь

д) Творительный: одной тысячью пятьсот шестидесяти восемью

е) Предложный: (об) одной тысяче пятистах шестидесяти восьми

25. В каком слове нужно писать одно Н? Дайте объяснение.


а) избра..ые сочинения

б) балова..ый ребенок

в) подли..ый документ

г) счита..ые дни

д) назва..ый брат

е) купле..ый костюм


26. В каких словах в корне пишется удвоенная согласная?

а) ак..устика д) ак..ордеон

б) ал..огизм е) ап..ел..яция

в) ал..юминий ж) гум..анизм

г) импрес..арио з) идил..ия

27. Укажите существительные женского рода. Подберите к ним определения.

а) рояль д) бра

б) тюль е) мозоль

в) инженю ж) пони

г) фойе з) вермишель

28. Укажите слова, с которыми нельзя употреблять собирательные числительные (двое, трое и т.д.). Дайте объяснение.


а) маршал д) ворота

б) очки е) город

в) профессор ж) сирота

г) студентка з) знакомый

д

15.Составьте словарь-минимум (10-15 слов) заимствованной лексики, которая появилась в русском языке последние 10-15 лет (супервайзер, медиапланер и др.). Определите происхождение этих слов, дайте их толкование. (При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов)

16. Приведите несколько примеров наиболее распространенных ошибок из средств массовой информации и повседневной речи: составьте картотеку речевых неправильностей. Отметьте по 3 примера на каждый вид ошибки (орфоэпическая, орфографическая, лексическая или лексико-словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная, стилистическая, логическая). Укажите источник. Дайте лингвистическую оценку.

17. Проанализируйте две любые страницы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Определите, какие слова вы употребляете активно (слова хорошо известны), какие понимаете при восприятии речи (или известны только некоторые значения), какие вам неизвестны или не вполне понятны. Выбранные слова распределите по трём столбцам таблицы. Проанализируйте причины своего незнания тех или иных слов, результаты запишите в виде связного текста.

18. Напишите лингвистическое сочинение о слове «язык», используя лексикографические источники.


Вариант 40

14. Дайте определение термину «содержательность речи».

15. Определите, какой термин соответствует приведенной дефиниции: «тождесловие, неоправданная избыточность выражения».

а) пустословие;

б) плеоназм;

в) тавтология.

16. Найдите и исправьте ошибки в употреблении приведенных словосочетаний:

а) сидеть на пульту;

б) пришел весь в снегу;

в) весь в поте;

г) он находиться на хорошем счете;

д) во цвете лет.

17. Просклоняйте (прописью) числительное 845.

18. Раскройте скобки, выберите нужное слово, объясните свой выбор.

В его словах был (скрытый – скрытный) смысл.

19. Какой законов логики нарушен в этом высказывании. Почему?

Язык нельзя привести, потому что он всегда с тобой.

20. Отметьте, какие образные средства формируют текст.

Дар напрасный, дар случайный,

«Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной»

Ты на казнь осуждена?

(А.С. Пушкин)

21. Какое местоимение может иметь синоним? Напишите этот синонимический ряд.


а) я г) каждый

б) твой д) столько

в) что е) себя


22. Укажите предложения, в которых встречаются плеоназмы (лишние слова). Устраните недочеты.

1.Нам мало на подготовку полчаса времени.

2.Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

3.На строительные объекты бесперебойно доставляются материалы.

4.Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

5.Спортсмены нашей сборной в этом году показали высокие результаты.

23. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Устраните недочеты.

1.Поняв свою беспомощность, ему стало страшно.

2.Вернувшись в родные края, мы первым делом навестили бабушку.

3.Засучив рукава, отец стал умываться.

4.Написав диссертацию, работа будет допущена к защите.

5.Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль.

24. В данных предложениях, за исключением одного, следует поставить тире или запятую. В каком предложении знак препинания не нужен? Дайте объяснение.

19. Здесь не житье им рай.

20. Один с сошкой семеро с ложкой.

21. Было бы здоровье остальное будет.

22. Добро творить себя веселить.

23. На поляне той гора вся из чистого серебра.

24. Я умираю мне нечего лгать.

25. В каком предложении повелительное наклонение глагола употреблено в значении изъявительного?

23. Дел было много, я и позабудь рассказать о случившемся.

24. Не приставай ко мне с расспросами!

25. Позабудь об этом.

26. Пусть выключат телевизор!

27. Я устал, дай-ка мне отдохнуть.

26. В каких словах нет удвоенных согласных?

а) ат..ракцион д) им..итация

б) компил..яция е) либрет..о

в) бал..юстрада ж) дилем..а

г) бар..икада з) гал..юцинация

14. Укажите существительные женского рода. Подберите к ним определения.

а) рояль д) бра

б) тюль е) мозоль

в) инженю ж) пони

г) фойе з) вермишель

15.Составьте словарь-минимум (10-15 слов) заимствованной лексики, которая появилась в русском языке последние 10-15 лет (супервайзер, медиапланер и др.). Определите происхождение этих слов, дайте их толкование. (При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов)

16. Приведите несколько примеров наиболее распространенных ошибок из средств массовой информации и повседневной речи: составьте картотеку речевых неправильностей. Отметьте по 3 примера на каждый вид ошибки (орфоэпическая, орфографическая, лексическая или лексико-словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная, стилистическая, логическая). Укажите источник. Дайте лингвистическую оценку.

17. Проанализируйте две любые страницы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Определите, какие слова вы употребляете активно (слова хорошо известны), какие понимаете при восприятии речи (или известны только некоторые значения), какие вам неизвестны или не вполне понятны. Выбранные слова распределите по трём столбцам таблицы. Проанализируйте причины своего незнания тех или иных слов, результаты запишите в виде связного текста.

18. Напишите лингвистическое сочинение о слове «эстетика», используя лексикографические источники.


Вариант 41

8. Дайте определение термину «логичность речи».

9. Определите, какой термин соответствует приведенной дефиниции: «слова, словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребляемые в официально-деловом стиле, но излишние в других стилях языка».

а) слова-паразиты;

б) речевые штампы;

в) канцеляризмы.

10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении приведенных словосочетаний:

а) находится на переднем крае;

б) молодые офицеры;

в) несколько осетин;

г) много монгол;

д) несколько оглобель.

11. Просклоняйте (прописью) числительное 600 и 400.

12. Раскройте скобки, выберите нужное слово, объясните свой выбор.

Он был очень (скрытным – скрытым) человеком.

13. Укажите, что стало причиной нелогичности. Устраните алогизм. Сформулируйте мысль правильно.

Творчество композитора опирается на развитие личных традиций русского искусства.

14. Отметьте, какие образные средства формируют предложение.

О скальд России вдохновенный,

Воспевший ратных грозный строй,

В кругу товарищей, с душой воспламененной,

Греми на арфе золотой!

(А.С. Пушкин)

8. В каком словосочетании неправильно употреблено слово жилищный? Дайте объяснение.


а) жилищная норма

б) жилищный массив

в) жилищное строительство

г) жилищная комиссия

д) жилищные условия

е) жилищный вопрос


9.В каких словах нет удвоенных согласных?

а) ат..ракцион д) им..итация

б) компил..яция е) либрет..о

в) бал..юстрада ж) дилем..а

г) бар..икада з) гал..юцинация

10.В каком словосочетании глагол употреблен неправильно? Дайте объяснение.

а) разрядить ружье

б) развивать теорию

в) пребывать в неведении

г) презирать трусость

д) придать забвению

е) преуменьшить количество

11.Укажите существительные женского рода. Составьте с ними словосочетания.

а) бикини д) авеню

б) шимпанзе е) кюре

в) кольраби ж) толь

г) шампунь з) иваси

12.Какие слова пишутся с одной буквой Н? Дайте объяснение.

а) обветрен..ое лицо г) маринован..ые огурцы

б) ранен..ый в ногу д) кован..ый меч

в) желан..ый ребенок е) бешен..ая собака

13.Какое прилагательное пишется через дефис? Дайте объяснение.

а) (ветро) защитный г) (мало) известный

б) (горно) климатический д) (высоко) образованный

в) (вагонно) паровозный е) (сево) оборот

14.В каких предложениях выбрана неверная форма местоимения? Напишите исправленный вариант.

61. У его нет ни минуты свободного времени.

62. Благодаря ей мы смогли пойти на экскурсию.

63. Я видел саму Любовь Орлову.

64. Его попросили рассказать какую-нибудь историю.

65. Ихние книги я не брал.

15.Составьте словарь-минимум (10-15 слов) заимствованной лексики, которая появилась в русском языке последние 10-15 лет (супервайзер, медиапланер и др.). Определите происхождение этих слов, дайте их толкование. (При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов)

16. Приведите несколько примеров наиболее распространенных ошибок из средств массовой информации и повседневной речи: составьте картотеку речевых неправильностей. Отметьте по 3 примера на каждый вид ошибки (орфоэпическая, орфографическая, лексическая или лексико-словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная, стилистическая, логическая). Укажите источник. Дайте лингвистическую оценку.

17. Проанализируйте две любые страницы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Определите, какие слова вы употребляете активно (слова хорошо известны), какие понимаете при восприятии речи (или известны только некоторые значения), какие вам неизвестны или не вполне понятны. Выбранные слова распределите по трём столбцам таблицы. Проанализируйте причины своего незнания тех или иных слов, результаты запишите в виде связного текста.

18. Напишите лингвистическое сочинение о слове «этика», используя лексикографические источники.


Вариант 42

8. Дайте определение термину «точность речи».

9. Определите, какой термин соответствует приведенной дефиниции: «парные слова, близкие к речевым штампам («резкая критика», «горячая поддержка», «конкретные задачи» …)».

а) канцеляризмы;

б) слова - спутники;

в) слова – паразиты;

г) речевые штампы.

10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении приведенных слов и словосочетаний:

а) режиссеры;

б) торта;

в) штурмана;

г) ему вручили ордена;

д) несколько амперов.

11. Просклоняйте (прописью) числительное 800 и 500.

12. Раскройте скобки, выберите подходящее слово, объясните свой выбор.

К службе он относился честно и (добросовестно – добровольно).

13. Укажите, что стало причиной нелогичности высказывания. Сформулируйте мысль правильно.

Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком среди всех Действующих лиц пьесы.

14. Отметьте, какие образные средства формируют текст.

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах.

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

(А.С. Пушкин)

8. В каком словосочетании неправильно употреблено слово жилищный? Дайте объяснение.


а) жилищная норма

б) жилищный массив

в) жилищное строительство

г) жилищная комиссия

д) жилищные условия

е) жилищный вопрос


9.В каких словах нет удвоенных согласных?

а) ат..ракцион д) им..итация

б) компил..яция е) либрет..о

в) бал..юстрада ж) дилем..а

г) бар..икада з) гал..юцинация

10.В каком словосочетании глагол употреблен неправильно? Дайте объяснение.

а) разрядить ружье

б) развивать теорию

в) пребывать в неведении

г) презирать трусость

д) придать забвению

е) преуменьшить количество

11.Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Дайте объяснение.

а) автор книги д) автор инициативы

б) автор конструкции е) автор костюма

в) автор проекта ж) автор недоразумения

г) автор станка

12.Укажите существительные женского рода. Составьте с ними словосочетания.

а) бикини д) авеню

б) шимпанзе е) кюре

в) кольраби ж) толь

г) шампунь з) иваси

13.Какое прилагательное пишется через дефис? Дайте объяснение.

а) (ветро) защитный г) (мало) известный

б) (горно) климатический д) (высоко) образованный

в) (вагонно) паровозный е) (сево) оборот

14.В каких предложениях выбрана неверная форма местоимения? Напишите исправленный вариант.

66. У его нет ни минуты свободного времени.

67. Благодаря ей мы смогли пойти на экскурсию.

68. Я видел саму Любовь Орлову.

69. Его попросили рассказать какую-нибудь историю.

70. Ихние книги я не брал.

15.Составьте словарь-минимум (10-15 слов) заимствованной лексики, которая появилась в русском языке последние 10-15 лет (супервайзер, медиапланер и др.). Определите происхождение этих слов, дайте их толкование. (При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов)

16. Приведите несколько примеров наиболее распространенных ошибок из средств массовой информации и повседневной речи: составьте картотеку речевых неправильностей. Отметьте по 3 примера на каждый вид ошибки (орфоэпическая, орфографическая, лексическая или лексико-словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная, стилистическая, логическая). Укажите источник. Дайте лингвистическую оценку.

17. Проанализируйте две любые страницы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Определите, какие слова вы употребляете активно (слова хорошо известны), какие понимаете при восприятии речи (или известны только некоторые значения), какие вам неизвестны или не вполне понятны. Выбранные слова распределите по трём столбцам таблицы. Проанализируйте причины своего незнания тех или иных слов, результаты запишите в виде связного текста.

18. Напишите лингвистическое сочинение о слове «чувство», используя лексикографические источники.


Вариант 43

8. Дайте определение термину «богатство речи».

9. Определите, какой термин соответствует приведенной дефиниции: «язык отдельных социальных групп, обществ, искусственно создаваемый с целью языкового обособления, отличающийся главным образом наличием слов, непонятных людям непосвященным».

а) жаргон;

б) арго;

в) тайный язык.

10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении приведенных слов и словосочетаний:

а) инструктора;

б) клапана;

в) несколько вольт;

г) много тунгус;

д) игра не стоит свечей.

11. Просклоняйте (прописью) числительное 300 и 900.

12. Раскройте скобки, выберите подходящее слово, объясните свой выбор.

Эта пьеса сыграла большое (значение – роль).

13. Укажите, что стало причиной нелогичности. Сформулируйте мысль правильно.

Самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары.

14. Отметьте, какие образные средства формируют текст.

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.

(А.С. Пушкин)

Задание 8. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Отредактируйте.

41. На занятиях не было обоих сестер.

42. Парохода ждали только четверо женщин.

43. Двое котят играли на полу.

44. В обеих странах скоро будут выборы.

45. Три работницы не смогли выйти на работу.

Задание 9. В каких предложениях допущено нанизывание падежей, не оправданное контекстом? Отредактируйте.

41. Депутаты встретили речь шумными аплодисментами.

42. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии.

43. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств.

44. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции.

45. Докладчик остановился на том, как оценивает современная наука влияние химического производства на природу.

Задание 10. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении падежных форм? Запишите исправленный вариант.

Проект заслуживает одобрение.

В последние годы произошли серьезные изменения в жизни общества.

Победить команде помогло превосходство техники.

Все это делается на благо детей и родины.

Во время подготовки экзаменов студенты получают консультации.

Задание 11. В каких предложениях допущено нарушение административного речевого этикета? Отредактируйте.

Мы просили бы Вас сообщить нам результаты эксперимента.

Срочно пришлите необходимую документацию.

Просим Вас прислать проект Устава фирмы.

Институт обращается к Вам с убедительной просьбой представить экспонаты для выставки.

Направляем Вам откорректированный вариант проекта нового положения. Просим рассмотреть и, если это возможно, утвердить.

Задание 12. Укажите случаи ошибочного употребления однородных членов. Дайте объяснение.

Надо очистить окна от грязи и пыли.

На столе лежали яблоки, груши и фрукты.

В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождалась.

Проект был отмечен премией и ученым советом института.

Лаборатория пополнилась приборами и установками.

Задание 13. Укажите неверное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Запишите исправленный вариант.

Пораженное место кислотой и щелочью необходимо быстро протереть тряпкой.

Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина урагана.

Зная период времени, можно легко подсчитать упругость.

Размещенный вокзал в центре города хорошо связан с городским транспортом.

Отдохнувшие и загоревшие, мы возвращались домой.

14.Расставьте знаки препинания. В каких предложениях перед союзом и необходима запятая? Дайте объяснение.

· В детстве Лермонтов много хворал и его подолгу не выпускали гулять.

· У Лермонтова – и в стихотворных и в прозаических произведениях немало таких «картин», которые просятся на полотно.

· Рисунки Лермонтова своеобразны и сделаны по большей части на высоком профессиональном уровне.

· Лермонтов пишет другу, что «снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал» и что везет с собой «порядочную коллекцию».

15.Составьте словарь-минимум (10-15 слов) заимствованной лексики, которая появилась в русском языке последние 10-15 лет (супервайзер, медиапланер и др.). Определите происхождение этих слов, дайте их толкование. (При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов)

16. Приведите несколько примеров наиболее распространенных ошибок из средств массовой информации и повседневной речи: составьте картотеку речевых неправильностей. Отметьте по 3 примера на каждый вид ошибки (орфоэпическая, орфографическая, лексическая или лексико-словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная, стилистическая, логическая). Укажите источник. Дайте лингвистическую оценку.

17. Проанализируйте две любые страницы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Определите, какие слова вы употребляете активно (слова хорошо известны), какие понимаете при восприятии речи (или известны только некоторые значения), какие вам неизвестны или не вполне понятны. Выбранные слова распределите по трём столбцам таблицы. Проанализируйте причины своего незнания тех или иных слов, результаты запишите в виде связного текста.

18. Напишите лингвистическое сочинение о слове «ощущение», используя лексикографические источники.


Вариант 44

8. Дайте определение термину «техника речи».

9. Определите, какой термин соответствует приведенной дефиниции: «избитые выражения с потускневшей эмоционально-экспрессивной окраской, шаблоны, трафареты».

а) канцеляризмы;

б) речевые стереотипы;

в) речевые штампы.

10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении приведенных слов и словосочетаний:

а) доктора;

б) выбора;

в) несколько рентгенов;

г) несколько ньютонов;

д) пять кочерг.

11. Просклоняйте (прописью) числительное 895.

12. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, объясните свой выбор.

У него очень (заразный – заразительный) смех.

13. Устраните алогизм, объясните ошибку, сформулируйте мысль правильно.

День рождение начнется в 18 часов.

14. Отметьте, какие образные средства формируют текст.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

(М.Ю. Лермонтов)

8. В каком словосочетании неправильно употреблено слово жилищный? Дайте объяснение.


а) жилищная норма

б) жилищный массив

в) жилищное строительство

г) жилищная комиссия

д) жилищные условия

е) жилищный вопрос


9.В каком словосочетании глагол употреблен неправильно? Дайте объяснение.

а) разрядить ружье

б) развивать теорию

в) пребывать в неведении

г) презирать трусость

д) придать забвению

е) преуменьшить количество

10.Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Дайте объяснение.

а) автор книги д) автор инициативы

б) автор конструкции е) автор костюма

в) автор проекта ж) автор недоразумения

г) автор станка

11.Укажите существительные женского рода. Составьте с ними словосочетания.

а) бикини д) авеню

б) шимпанзе е) кюре

в) кольраби ж) толь

г) шампунь з) иваси

12.Какие слова пишутся с одной буквой Н? Дайте объяснение.

а) обветрен..ое лицо г) маринован..ые огурцы

б) ранен..ый в ногу д) кован..ый меч

в) желан..ый ребенок е) бешен..ая собака

13.Какое прилагательное пишется через дефис? Дайте объяснение.

а) (ветро) защитный г) (мало) известный

б) (горно) климатический д) (высоко) образованный

в) (вагонно) паровозный е) (сево) оборот

14.В каких предложениях выбрана неверная форма местоимения? Напишите исправленный вариант.

71. У его нет ни минуты свободного времени.

72. Благодаря ей мы смогли пойти на экскурсию.

73. Я видел саму Любовь Орлову.

74. Его попросили рассказать какую-нибудь историю.

75. Ихние книги я не брал.

15.Составьте словарь-минимум (10-15 слов) заимствованной лексики, которая появилась в русском языке последние 10-15 лет (супервайзер, медиапланер и др.). Определите происхождение этих слов, дайте их толкование. (При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов)

16. Приведите несколько примеров наиболее распространенных ошибок из средств массовой информации и повседневной речи: составьте картотеку речевых неправильностей. Отметьте по 3 примера на каждый вид ошибки (орфоэпическая, орфографическая, лексическая или лексико-словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная, стилистическая, логическая). Укажите источник. Дайте лингвистическую оценку.

17. Проанализируйте две любые страницы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Определите, какие слова вы употребляете активно (слова хорошо известны), какие понимаете при восприятии речи (или известны только некоторые значения), какие вам неизвестны или не вполне понятны. Выбранные слова распределите по трём столбцам таблицы. Проанализируйте причины своего незнания тех или иных слов, результаты запишите в виде связного текста.

18. Напишите лингвистическое сочинение о слове «стиль», используя лексикографические источники.


Вариант 45

8. Дайте определение термину «нравственность речи».

9. Определите, какой термин соответствует приведенной дефиниции: «высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым словом».

а) риторика;

б) красноречие;

в) ораторское искусство.

10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении приведенных слов:

а) голосина – ж. р.;

б) паспортина – ж. р.;

в) уродина – ж р.;

г) дождина – м. р.;

д) сугробина – м. р.

11. Просклоняйте (прописью) числительное 967.

12. Раскройте скобки, выберите подходящее слово, объясните свой выбор.

Соперники согласились на (ничей – ничейный) результат.

13. Отметьте, какой закон логики нарушен в высказывании. Сформулируйте новое высказывание, которое являлось бы истинным и непротиворечивым.

Вся студенческая группа занималась хорошо. Один из студентов этой группы отстает по ряду предметов.

14. Отметьте, какие образные средства формируют предложение.

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег,

Над славной главою кургана …

(М.Ю. Лермонтов)

Задание 8. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Отредактируйте.

46. На занятиях не было обоих сестер.

47. Парохода ждали только четверо женщин.

48. Двое котят играли на полу.

49. В обеих странах скоро будут выборы.

50. Три работницы не смогли выйти на работу.

Задание 9. В каких предложениях допущено нанизывание падежей, не оправданное контекстом? Отредактируйте.

46. Депутаты встретили речь шумными аплодисментами.

47. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии.

48. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств.

49. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции.

50. Докладчик остановился на том, как оценивает современная наука влияние химического производства на природу.

Задание 10. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении падежных форм? Запишите исправленный вариант.

Проект заслуживает одобрение.

В последние годы произошли серьезные изменения в жизни общества.

Победить команде помогло превосходство техники.

Все это делается на благо детей и родины.

Во время подготовки экзаменов студенты получают консультации.

Задание 11. В каких предложениях допущено нарушение административного речевого этикета? Отредактируйте.

Мы просили бы Вас сообщить нам результаты эксперимента.

Срочно пришлите необходимую документацию.

Просим Вас прислать проект Устава фирмы.

Институт обращается к Вам с убедительной просьбой представить экспонаты для выставки.

Направляем Вам откорректированный вариант проекта нового положения. Просим рассмотреть и, если это возможно, утвердить.

Задание 12. Укажите случаи ошибочного употребления однородных членов. Дайте объяснение.

Надо очистить окна от грязи и пыли.

На столе лежали яблоки, груши и фрукты.

В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождалась.

Проект был отмечен премией и ученым советом института.

Лаборатория пополнилась приборами и установками.

Задание 13. Укажите неверное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Запишите исправленный вариант.

Пораженное место кислотой и щелочью необходимо быстро протереть тряпкой.

Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина урагана.

Зная период времени, можно легко подсчитать упругость.

Размещенный вокзал в центре города хорошо связан с городским транспортом.

Отдохнувшие и загоревшие, мы возвращались домой.

14.Расставьте знаки препинания. В каких предложениях перед союзом и необходима запятая? Дайте объяснение.

· В детстве Лермонтов много хворал и его подолгу не выпускали гулять.

· У Лермонтова – и в стихотворных и в прозаических произведениях немало таких «картин», которые просятся на полотно.

· Рисунки Лермонтова своеобразны и сделаны по большей части на высоком профессиональном уровне.

· Лермонтов пишет другу, что «снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал» и что везет с собой «порядочную коллекцию».

15.Составьте словарь-минимум (10-15 слов) заимствованной лексики, которая появилась в русском языке последние 10-15 лет (супервайзер, медиапланер и др.). Определите происхождение этих слов, дайте их толкование. (При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов)

16. Приведите несколько примеров наиболее распространенных ошибок из средств массовой информации и повседневной речи: составьте картотеку речевых неправильностей. Отметьте по 3 примера на каждый вид ошибки (орфоэпическая, орфографическая, лексическая или лексико-словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная, стилистическая, логическая). Укажите источник. Дайте лингвистическую оценку.

17. Проанализируйте две любые страницы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Определите, какие слова вы употребляете активно (слова хорошо известны), какие понимаете при восприятии речи (или известны только некоторые значения), какие вам неизвестны или не вполне понятны. Выбранные слова распределите по трём столбцам таблицы. Проанализируйте причины своего незнания тех или иных слов, результаты запишите в виде связного текста.

18. Напишите лингвистическое сочинение о слове «культура», используя лексикографические источники.


Вариант 46

8. Дайте определение термину «коммуникативная целесообразность».

9. Определите, какой термин соответствует приведенной дефиниции: «грубое слово или выражение, находящиеся за пределами литературного языка».

а) ненормативное слово;

б) вульгаризм;

в) словесное табу;

г) мат.

10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении приведенных словосочетаний:

а) несколько армяней;

б) много мандаринов;

в) набежало много пеней;

г) не махай руками;

д) приду в полтретьего.

11. Просклоняйте (прописью) числительное 8489.

12. Раскройте скобки, выберите слово, объясните свой выбор.

Возведен новый памятник (Пушкина – Пушкину).

13. Укажите причину нелогичности, исправьте высказывание. Отметьте, нарушен ли один из четырех законов логики?

Песня слышится и не слышится.

14. Отметьте, какие образные средства формируют текст.

В дорогу жизни снаряжая

Своих сынов, безумцев нас,

Снов золотых судьба благая

Дает известный нам запас:

Нас быстро годы почтовые

С корчмы довозят до корчмы,

И снами теми путевые

Прогоны жизни платим мы.

(Е.А. Баратынский)

8. В каком словосочетании неправильно употреблено слово жилищный? Дайте объяснение.


а) жилищная норма

б) жилищный массив

в) жилищное строительство

г) жилищная комиссия

д) жилищные условия

е) жилищный вопрос


9.В каком словосочетании глагол употреблен неправильно? Дайте объяснение.

а) разрядить ружье

б) развивать теорию

в) пребывать в неведении

г) презирать трусость

д) придать забвению

е) преуменьшить количество

10.Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Дайте объяснение.

а) автор книги д) автор инициативы

б) автор конструкции е) автор костюма

в) автор проекта ж) автор недоразумения

г) автор станка

11.Укажите существительные женского рода. Составьте с ними словосочетания.

а) бикини д) авеню

б) шимпанзе е) кюре

в) кольраби ж) толь

г) шампунь з) иваси

12.Какие слова пишутся с одной буквой Н? Дайте объяснение.

а) обветрен..ое лицо г) маринован..ые огурцы

б) ранен..ый в ногу д) кован..ый меч

в) желан..ый ребенок е) бешен..ая собака

13.Какое прилагательное пишется через дефис? Дайте объяснение.

а) (ветро) защитный г) (мало) известный

б) (горно) климатический д) (высоко) образованный

в) (вагонно) паровозный е) (сево) оборот

14.В каких предложениях выбрана неверная форма местоимения? Напишите исправленный вариант.

76. У его нет ни минуты свободного времени.

77. Благодаря ей мы смогли пойти на экскурсию.

78. Я видел саму Любовь Орлову.

79. Его попросили рассказать какую-нибудь историю.

80. Ихние книги я не брал.

15.Составьте словарь-минимум (10-15 слов) заимствованной лексики, которая появилась в русском языке последние 10-15 лет (супервайзер, медиапланер и др.). Определите происхождение этих слов, дайте их толкование. (При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов)

16. Приведите несколько примеров наиболее распространенных ошибок из средств массовой информации и повседневной речи: составьте картотеку речевых неправильностей. Отметьте по 3 примера на каждый вид ошибки (орфоэпическая, орфографическая, лексическая или лексико-словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная, стилистическая, логическая). Укажите источник. Дайте лингвистическую оценку.

17. Проанализируйте две любые страницы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Определите, какие слова вы употребляете активно (слова хорошо известны), какие понимаете при восприятии речи (или известны только некоторые значения), какие вам неизвестны или не вполне понятны. Выбранные слова распределите по трём столбцам таблицы. Проанализируйте причины своего незнания тех или иных слов, результаты запишите в виде связного текста.

18. Напишите лингвистическое сочинение о слове «речь», используя лексикографические источники.


Вариант 47

8. Дайте определение термину «тропы».

9. Определите, какой термин соответствует приведенной дефиниции: «теория красноречия, наука об ораторском искусстве».

а) красноречие;

б) риторика;

в) ораторское искусство.

10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении следующих словосочетаний:

а) пара сапог;

б) село румынов;

в) несколько ватт;

г) ящик апельсин;

д) двое румын.

11. Просклоняйте (прописью) числительное 567.

12. Раскройте скобки, выберите подходящее слово, объясните свой выбор.

Собака, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была (ничья – ничейная).

13. Отметьте, какой из четырех законов логики нарушен в высказывании. Сформулируйте новое высказывание, которое являлось бы истинным и непротиворечивым.

Все студенты изучают иностранный язык.

Рыбаков изучает иностранный язык, значит, он - студент.

14. Отметьте, какие образные средства формируют предложение.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

(А.С. Пушкин)

8.В каком глаголе в суффиксе пишется Ы? Дайте объяснение.

а) доклад..вать г) танц..вать

б) потч..вать д) оккупир..вать

в) команд..вать е) завед..вать

9.Найдите ошибку в склонении числительного 4,36.

а) И. Четыре целых и тридцать шесть сотых

б) Р. четырех целых и тридцати шести сотых

в) Д. Четырем целым и тридцати шести сотым

г) В. четыре целых и тридцать шесть сотых

д) Т. четырьмя целыми и тридцатью шести сотыми

е) П. (о) четырех целых и тридцати шести сотых

10.В каких предложениях допущены ошибки при употреблении однородных членов? Отредактируйте эти предложения.

31. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

32. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме.

33. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.

34. У Андрея Находки голова была правильно круглая и гладко острижена.

35. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

36. Газета обратилась с призывом к молодежи и девушкам г.Пензы.

28. В каких предложениях необходимо поставить знаки препинания? Дайте объяснение.

31. Мальчик бежал по тропинке сломя голову.

32. Всю неделю я проработал вместо тебя.

33. Он поступил согласно договоренности.

34. Рабочий стоял неудобно согнувшись.

35. Лежа читать не рекомендуется.

36. Усталый он бросился в кресло.

29. В каком предложении перед союзом «И» следует поставить запятую? Дайте объяснение.

26. Но что это значит и какой смысл?

27. Раньше вы никогда не пили и никогда не говорили так много, как теперь.

28. Я стар, болен и потому нахожу своевременным регулировать свои имущественные отношения.

29. Моя мать, его теща, до сих пор обожает его и до сих пор он внушает ей священный ужас.

30. Он знал, что Таня не приедет и что нужно самому принимать решение.

30. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении косвенной речи? Устраните недочеты.

26. Мы не были уверены, что будет ли сегодня хорошая погода.

27. Метеоролог объявил перед полетами, что я, мол, затрудняюсь дать точный прогноз погоды.

28. Нам сказали, что кружок будет работать два раза в неделю.

29. Я не согласен, что таким образом можно решить задачу.

30. Егерь представил меня своим друзьям и сказал мне, что по моему мнению, это все отличные ребята.

14. Укажите существительные женского рода. Подберите к ним определения.

а) рояль д) бра

б) тюль е) мозоль

в) инженю ж) пони

г) фойе з) вермишель

15.Составьте словарь-минимум (10-15 слов) заимствованной лексики, которая появилась в русском языке последние 10-15 лет (супервайзер, медиапланер и др.). Определите происхождение этих слов, дайте их толкование. (При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов)

16. Приведите несколько примеров наиболее распространенных ошибок из средств массовой информации и повседневной речи: составьте картотеку речевых неправильностей. Отметьте по 3 примера на каждый вид ошибки (орфоэпическая, орфографическая, лексическая или лексико-словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная, стилистическая, логическая). Укажите источник. Дайте лингвистическую оценку.

17. Проанализируйте две любые страницы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Определите, какие слова вы употребляете активно (слова хорошо известны), какие понимаете при восприятии речи (или известны только некоторые значения), какие вам неизвестны или не вполне понятны. Выбранные слова распределите по трём столбцам таблицы. Проанализируйте причины своего незнания тех или иных слов, результаты запишите в виде связного текста.

18. Напишите лингвистическое сочинение о слове «символ», используя лексикографические источники.


Вариант 48

8. Дайте определение термину «выразительность речи».

9. Определите, какой термин соответствует приведенной дефиниции: «способность, умение, говорить красиво, убедительно, ораторский талант».

а) риторика;

б) ораторика;

в) красноречие.

10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении приведенных словосочетаний:

а) несколько солдатов;

б) пять килограммов;

в) без погонов;

г) пара ботинок;

д) семеро турков.

11. Просклоняйте (прописью) числительное 786.

12. Раскройте скобки, выберите подходящее слово, объясните свой выбор.

В ведомости не хватает двух (роспись – подпись).

13. Отметьте, какой из четырех законов логики нарушен в высказывании. Сформулируйте новое высказывание, которое являлось бы истинным и непротиворечивым.

Она была лидером в своем классе, но никто из класса не признавал ее лидерства.

14. Отметьте, какие образные средства формируют предложение.

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя года …

(М.Ю. Лермонтов)

8. В каком словосочетании неправильно употреблено слово жилищный? Дайте объяснение.


а) жилищная норма

б) жилищный массив

в) жилищное строительство

г) жилищная комиссия

д) жилищные условия

е) жилищный вопрос


9.В каких словах нет удвоенных согласных?

а) ат..ракцион д) им..итация

б) компил..яция е) либрет..о

в) бал..юстрада ж) дилем..а

г) бар..икада з) гал..юцинация

10.В каком словосочетании глагол употреблен неправильно? Дайте объяснение.

а) разрядить ружье

б) развивать теорию

в) пребывать в неведении

г) презирать трусость

д) придать забвению

е) преуменьшить количество

11.Укажите существительные женского рода. Составьте с ними словосочетания.

а) бикини д) авеню

б) шимпанзе е) кюре

в) кольраби ж) толь

г) шампунь з) иваси

12.Какие слова пишутся с одной буквой Н? Дайте объяснение.

а) обветрен..ое лицо г) маринован..ые огурцы

б) ранен..ый в ногу д) кован..ый меч

в) желан..ый ребенок е) бешен..ая собака

13.Какое прилагательное пишется через дефис? Дайте объяснение.

а) (ветро) защитный г) (мало) известный

б) (горно) климатический д) (высоко) образованный

в) (вагонно) паровозный е) (сево) оборот

14.В каких предложениях выбрана неверная форма местоимения? Напишите исправленный вариант.

81. У его нет ни минуты свободного времени.

82. Благодаря ей мы смогли пойти на экскурсию.

83. Я видел саму Любовь Орлову.

84. Его попросили рассказать какую-нибудь историю.

85. Ихние книги я не брал.

15.Составьте словарь-минимум (10-15 слов) заимствованной лексики, которая появилась в русском языке последние 10-15 лет (супервайзер, медиапланер и др.). Определите происхождение этих слов, дайте их толкование. (При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов)

16. Приведите несколько примеров наиболее распространенных ошибок из средств массовой информации и повседневной речи: составьте картотеку речевых неправильностей. Отметьте по 3 примера на каждый вид ошибки (орфоэпическая, орфографическая, лексическая или лексико-словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, пунктуационная, стилистическая, логическая). Укажите источник. Дайте лингвистическую оценку.

17. Проанализируйте две любые страницы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Определите, какие слова вы употребляете активно (слова хорошо известны), какие понимаете при восприятии речи (или известны только некоторые значения), какие вам неизвестны или не вполне понятны. Выбранные слова распределите по трём столбцам таблицы. Проанализируйте причины своего незнания тех или иных слов, результаты запишите в виде связного текста.

18. Напишите лингвистическое сочинение о слове «вежливость», используя лексикографические источники.


Вариант 49

8. Дайте определение термину «образность речи».

9. Определите, какой термин соответствует приведенной дефиниции: «стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого отрезка речи».

а) фигура речи;

б) анафора;

в) эпифора.

10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении приведенных словосочетаний:

а) несколько якут;

б) много гектар;

в) восемь носок;

г) сухой березняк;

д) присмотрясь внимательно.

11. Просклоняйте (прописью) числительное 2439.

12. Раскройте скобки, выберите слово, объясните свой выбор.

Он хороший (референдум – референт) директора.

13. Укажите причину нелогичности. Сформулируйте мысль правильно.

Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия, проходила отлично.

14. Отметьте, какие образные средства формируют текст.

Воспоминания небесный светлый гений

К нам ниспускается на крыльях сновидений.

В пленительных мечтах, одушевленных им,

И к книгам и к трудам обычным мы спешим.

(Е.А. Баратынский)

Задание 8. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Отредактируйте.

51. На занятиях не было обоих сестер.

52. Парохода ждали только четверо женщин.

53. Двое котят играли на полу.

54. В обеих странах скоро будут выборы.

55. Три работницы не смогли выйти на работу.

Задание 9. В каких предложениях допущено нанизывание падежей, не оправданное контекстом? Отредактируйте.

51. Депутаты встретили речь шумными аплодисментами.

52. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии.

53. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств.

54. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции.

55. Докладчик остановился на том, как оценивает современная наука влияние химического производства на природу.

Задание 10. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении падежных форм? Запишите исправленный вариант.

Проект заслуживает одобрение.

В последние годы произошли серьезные изменения в жизни общества.

Победить команде помогло превосходство техники.

Все это делается на благо детей и родины.

Во время подготовки экзаменов студенты получают консультации.

Задание 11. В каких предложениях допущено нарушение административного речевого этикета? Отредактируйте.

Мы просили бы Вас сообщить нам результаты эксперимента.

Срочно пришлите необходимую документацию.

Просим Вас прислать проект Устава фирмы.

Институт обращается к Вам с убедительной просьбой представить экспонаты для выставки.

Направляем Вам откорректированный вариант проекта нового положения. Просим рассмотреть и, если это возможно, утвердить.

Задание 12. Укажите случаи ошибочного употребления однородных членов. Дайте объяснение.

Надо очистить окна от грязи и пыли.

На столе лежали яблоки, груши и фрукты.

В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождалась.

Проект был отмечен премией и ученым советом института.

Лаборатория пополнилась приборами и установками.

Задание 13. Укажите неверное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Запишите исправленный вариант.

Пораженное место кислотой и щелочью необходимо быстро протереть тряпкой.

Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина урагана.

Зная период времени, можно легко подсчитать упругость.

Размещенный вокзал в центре города хорошо связан с городским транспортом.

Отдохнувшие и загоревшие, мы возвращались домой.

14.Расставьте знаки препинания. В каких предложениях перед союзом и необходима запятая? Дайте объяснение.

· В детстве Лермонтов много хворал и его подолгу не выпускали гулять.

· У Лермонтова – и в стихотворных и в прозаических произведениях немало таких «картин», которые


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: