Проблемы реформ в царствовании Александра I и масонство. М.М.Сперанский

В Большой энциклопедии утверждают, что первый состав Временного Правительства - массоны, которые проводили левый курс. З ветви массонства: традиционное, политическое (либеральные), статистическое (мистические). Массонство- интернациональная организация, задача которой - изменить мир к лучшему.

Они считают, что надо изменить человека, тогда мир изменится сам собой. Они против революций. Мир нужно менять при помощи морального, нравственного влияния. Все организации национально направлены, проходят собрания небольших организаций, центра единого сейчас нет. До 2 мировой центром была Англия, потом - США.

Американское мастерство - традиционное.

Когда массонство возникло в 1717г. - "Великая лоза Англии". Традиционное массонство принимает только верующих людей. Благотворительность.

Затем массонство распространилось по всей Европе, на Россию и в США. Отцы основатели - массоны, которые создавали новую страну, как идеальное государство.

Массонство в первую. с англ - объединение вольных каменщиков, т.к. массонские ложи возникли на основе структур,которые специализировались на строительстве церквей. Массоны позаимствовали их структуру: ученик, подмастерье, мастер. На каждой ступени есть свой обряд. Сначала было 3 степени, потом добавили еще рыцарские степени. Шотландские массонство имеет 33 степени. Символика самая разнообразная. Классический - треугольник с оком. Красная звезда - массонский символ. Массоны Вы окупали за объединение церквей.

Нужно создать идеальное общество, в котором не будет частной собственности. Нужна социализация. Не рынок, а плановая экономика определяет развитие страны. Но в отличии от коммунистов они отодвигали это будущее на неопределенный срок. Массоны входили в мелкобуржуазные партиипартии: эсеров, трудовики, уменьшением т.д. + интеллиинтеллигенция.

Массоны принимали участие во всех революциях. Особенно в Великой Французской революции (Робеспьер, Марат). Главный лозунг массонов: " свобода, равенство и братство". Они принимали участие и в русской революции.

"Массонство - есть всемирный союз, покоящийся на солидарности. Цель массонства - нравственная социализация. В глазах массонов все равноправны. Конечная цель- объединение всех людей в один всемирный союз для достижения царства всеобщей справедливости".

Ордена Тамплиеров и Храмовников - предшественники массонов. Орден основан в 1119г. 15-17 вв. -Орден Розенкрейтеров. Хотели обогатить человечество, добавить золото.

1731 - первая ложа в России, английская. Русские ложи в середине 18 века по английскому образцу. Расцвет массонства при Екатерине 2. Первоначально массонские ложи занимались благотворительностью, русские увлеклись мистикой. Были связанные с Маслом, массонство запретили. Возрождение при Александре 1.
Сохранившееся предание утверждает, что в 1803 году состоялась конфиденциальная встреча Александра I с Великим префектом капитула «Феникса» И.-В. Бебером, в ходе которой император обещал негласное содействие возрождению масонских лож в России. Вскоре якобы произошло и посвящение Александра I в братство, причем свершилась эта церемония едва ли не на собрании всех масонов Петербурга. Поэтому с началом царствования Александра I оживились ложи различных масонских «систем».

Император благоволил к ложам «шведской системы». Предполагают, что император был посвящён в ложу именно этой системы. Церемония его посвящения происходила, по всей видимости, по особому обряду и, скорее всего, в Зимнем дворце. Однако принадлежность к ордену в глазах императора еще не давала повода для «братских отношений» между ним и масонами, которые в его глазах по прежнему оставались только подданными.

Это, однако, не могло уберечь Александра I от плотной опеки со стороны «братьев». Так, из четырех членов Интимного кружка, с помощью которого он управлял на первых порах империей, по крайней мере, трое: Адам Чарторыйский, Виктор Кочубей и Николай Новосильцев были масонами.

А.Ф.Лабзин – розенкрейцерская ложа «Умирающий Феникс». В 1808 году А.Ф.Лабзин привлек в свою ложу знаменитого А.Л.Витберга, автора первого, так называемого «масонского» проекта храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Проект был с восторгом принят Александром I Уже при Николае I Витберг был обвинен в злоупотреблениях и сослан в Вятку, вследствие чего строительство храма так и не было им завершено. Достраивать его, правда, уже по своему проекту, пришлось другому архитектору – К.А.Тону.

В 1806 году А.Ф. Лабзин попытался было наладить издательскую деятельность розенкрейцеров, затеяв издание «Сионского вестника». Однако уже в том же году его журнал был закрыт правительством. 10 лет спустя, в 1817 году А.Ф. Лабзин опять возобновил свое издание, и опять оно вызвало энергичные протесты со стороны православного духовенства. А.Ф.Лабзину воочию пришлось убедиться, как нелегко приживаются масонские идеи в нашем Отечестве.

Русские розенкрейцеры начала XIX века не представляли собой в идейном отношении единого целого и колебались между двумя идеологами масонства того времени: Н. И. Новиковым, представлявшим, по сути дела, левое крыло движения, и И.А.Поздеевым, придерживавшимся открыто консервативных взглядов.

До 1812 года И.А.Поздеев жил в селе Чистякове в 50 верстах от Москвы, а затем переехал в свое вологодское село Нелюбовское Кадниковского уезда, где у него был свой собственный стекольный завод. Либеральное крыло в раннем масонстве Александровского времени олицетворял собой Н. И. Новиков.

Немногим лучше в этом отношении обстояли дела и в ложах так называемой «французской системы», появление которых в России было, в отличие от «новых» розенкрейцеров, действительно новым и, несомненно, отрадным явлением в русском масонстве. Начало им положила ложа «Соединенные друзья», открытая 10 июня 1802 года Александром Жеребцовым. Особенностью этой ложи было то, что она работала на французском языке и по французским обрядам. Сам А.А.Жеребцов был старым французским масоном, посвященным еще в бытность свою в Париже в качестве русского консула. Среди адептов ложи: великий князь Константин Павлович, церемониймейстер двора Его Императорского Величества граф И.А.Нарышкин, будущий шеф жандармов при Николае I А.Х.Бенкендорф, министр полиции А.Д.Балашов, генерал-майор Н.М.Бороздин, граф А.Остерман-Толстой.

Среди других членов ложи, пополнивших ее ряды в уже более позднее время, можно назвать П.Я.Чаадаева, П.И.Пестеля, А.С.Грибоедова. Общее число членов ложи к 1810 году достигло 50 человек действительных членов и 29 членов почетных. Характерно, что ложа имела свой собственный храм, оркестр и даже гимн.

Еще одним направлением, или, правильнее, «системой» в русском масонстве начала XIX века может считаться так называемая система Фесслера. Ее основатель Игнаций-Аурелиус Фесслер из Трансильвании был приглашен в 1909 году М.М.Сперанским для преподавания еврейского языка в Духовной академии в Санкт-Петербурге.

В этом же году при поддержке М.М.Сперанского он основал здесь новую масонскую ложу - «Полярная звезда». Среди членов его ложи –А.И.Тургенев, С.С.Уваров. В 1810 году в ложу И.А.Фесслера был посвящен государственный секретарь и первый в то время реформатор в России М.М.Сперанский.

Другой член этой ложи М.Л.Магницкий отмечал, что И.А.Фесслер систематически и прямо нападал на христианство и во всеуслышание заявлял, что Иисус Христос был никто иной, как сын ессеянина, обманывавший народ для утверждения своего учения.

Ложа Фесслера интересна для нас прежде всего тем, что именно в ней, судя по всему, как раз и родились широко известные ныне планы М.М.Сперанского по объединению всех масонских лож в стране в одну подчиненную государству структуру, а также реформирование на масонский лад Русской православной церкви. Как сообщает в своих мемуарах член ложи «Полярная звезда» Леопольд-Август Гауеншильд, по прямому совету И.А.Фесслера «предполагалось основать масонскую ложу с филиальными ложами по всей империи, в которую были бы обязаны вступать наиболее способные из духовных лиц всех сословий».

Похоже, что при поддержке императора М.М.Сперанский действительно пытался преобразовать нашу православную церковь на масонский лад и первым шагом в этом направлении должно было стать широкое вовлечение православных священников в масонские ложи. Дело дошло до того, что Александр I даже обещал М.М.Сперанскому поставить «Полярную звезду» во главе всех других масонских лож в России.

Падение Сперанского положило конец его планам буржуазных преобразований в России. В марте 1812 года, как известно, он был отправлен в ссылку.

Еще раньше 22 июня 1810 года вынужден был оставить службу в Петербургской духовной академии и И.-А.Фесслер. Получив при поддержке тогда еще находившегося у власти М.М.Сперанского звание корреспондента при Комиссии составления законов, он уехал в феврале 1811 года в Вольск Саратовской губернии, где и преподавал в частном учебном заведении. В 1813 году он поселился в Саратове.

Идея их о реформировании православной церкви не была забыта и получила неожиданное воплощение в деятельности Библейского общества в России (учреждено 6 декабря 1812 года).

Цель общества, как она декларировалась его учредителями, состояла в издании и распространении Библии в народе. Инициатива учреждения общества исходила от английских масонов. Неудивительно, что и в России деятельность Библейского общества всецело контролировалась и направлялась братьями – вольными каменщиками.

Президентом Библейского общества с подачи императора стал главноуправляющий духовным ведомством масон князь А.Н.Голицын. Секретарями общества - такие же масоны В.М.Попов и А.И.Тургенев.

Наряду с розенкрейцерами и ложами французского обряда весьма уверенно заявили в это время о себе и шведские ложи. Первым шагом на пути возрождения шведских лож в России стало открытие 11 октября 1805 года в Петербурге ложи «Александра благотворительности к коронованному пеликану». Возглавил ложу И.В. Бебер.

22 мая 1810 года от ложи «Александра благотворительности к коронованному пеликану» отпочковалась еще одна ложа - «Петра к правде», куда вошла по преимуществу немецкоязычная петербургская интеллигенция, чиновники, купцы, врачи, ремесленники, торговцы. Общее число масонов «шведской системы» в 1810 году составляло 114 человек.

Как и во второй половине XVIII века, пополнялись шведские ложи преимущественно представителями старого родовитого русского барства: князья Голицыны, Гагарины, Волконские, Долгорукие, графы Апраксины, Разумовские, Строгановы, Толстые, Шуваловы, Нарышкины, и др. Всего в 1810 году в Петербурге насчитывалось до 239 масонов плюс 25 почетных членов масонских лож. Примерно столько же было, скорее всего, и в других городах. Итого около 500 братьев. По тем временам это была уже немалая сила.

17. Консервативное и либеральное направления в русском масонстве (1815-1822 гг.). В 1810 году в правительстве возникла идея установления строгого правительственного контроля над ложами. Горячим ее сторонником был, в частности, государственный секретарь М.М.Сперанский с его планами государственного масонства. Одобрительно отнесся к этой идее и император Александр I. Правительству необходимо было только решить, на какой приемлемой для него масонской системе следует остановиться. Выбор его упал на ложи шведской системы, известные своей приверженностью к строгому соблюдению христианских догматов (что редкость в масонстве) и высокими степенями (всего их насчитывалось 10).

Руководитель лож шведской системы И.В. Бебер представил Александру I записку о масонстве, а А.Ф.Лабзин (розенкрейцерство) не представил ничего. Бумаги были рассмотрены особой комиссией в составе А.Д.Балашова, М.М.Сперанского и ряда других лиц. Итогом работы этой комиссии стало то, что в октябре 1811 года терпимыми в нашем Отечестве были признаны только ложи шведской системы. Французским ложам "Соединенных друзей" и "Палестины", если они хотели продолжить свою деятельность, было предложено войти в непосредственное подчинение к И.В.Беберу.

Это позволило уже в 1811 году полностью восстановить под именем Верховного Орденского совета работу тщательно законспирированного и фактически бездействовавшего все это время Капитула Феникса с Директорией. Но Капитул Феникса был тайной управленческой структурой ордена лож шведской системы. Он действовал под именем Великой Директориальной ложи "Владимира к порядку".

Розенкрейцеры во главе с А.Ф. Лабзиным, И.А. Поздеевым и П.И.Голенищевым-Кутузовым, а также ложа Н.С.Всеволожского в его союз не вошли и по-прежнему продолжали свои работы в глубокой тайне от правительства. Тем не менее, задача установления плотного правительственного контроля над деятельностью масонов была в основном решена

Крупной вехой в истории русского масонства стала Отечественная война 1812 года и Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. И дело тут не только в национально-патриотическом подъеме, захватившем часть тогдашних русских масонов. Дело в том, что с событиями Отечественной войны и Заграничного похода связано появление так называемых походных военных масонских лож в армии (ложа "Святой Георгий" и другие).

Патриотически настроенных офицеров не удовлетворяло их и положение в масонских ложах России, добрую половину личного состава которых составляли иностранцы, которым были чужды национальные стремления русских. Главным требованием патриотически настроенных русских "братьев" стало ведение работ в ложах наряду с французским и немецким языками и на русском языке. Представителями "русской партии" в масонстве были С.С, Ланской, М.Ю. Виельгорский, А.П. Римский-Корсаков, Ф.П. Толстой.

После 1812 года в тексте ряда масонских клятв появился пункт об обязанности братьев распространять и пропагандировать не просто христианскую, а именно православную веру. Характерно, что при молчаливом согласии И.В.Бебера именно в это время начинают переводиться на русский язык и некоторые масонские обрядники.

Можно утверждать, что в лице Великой Директориальной ложи "Владимира к порядку" мы имеем дело с национально-консервативным направлением в тогдашнем русском масонстве. В немецкоязычной ложе «Петра к истине» в 1815 году было принято решение о выделении русских в отдельную ложу "Избранного Михаила".

Цвет русского масонства Александровского времени составляло старое родовитое барство: князья Гагарины Кутузов, Голицыны, Волконские, Долгоруковы, Трубецкие, графы Лопухины, Разумовские, Строгановы и многие другие. Не забывая целей ордена, эти русские масоны-баре решили использовать масонство на благо России.

Общим же для русского масонского сообщества первой четверти XIX века было засилье иностранцев (до 50% состава) и невиданный ранее наплыв в ложи буржуазного элемента, главным образом, немецкого происхождения. Характерно, что русские представители "третьего сословия", как люди богобоязненные, православные, в масонские ложи шли неохотно, в то время как для иностранцев пребывание в масонской ложе было делом очень даже обыкновенным.

И.В.Бебер 26 июня 1815 года представил правительству записку, предложив согласиться на существование в России двух масонских союзов: одного во главе с ним, И.В.Бебером, и другого, составленного из "диссидентов" – противников высоких степеней. Как ни странно, но правительство разрешило. 10 августа 1815 года граф В.В.Мусин-Пушкин-Брюс сообщил мятежным ложам о согласии министра полиции С.К.Вязмитинова с разделением русского масонства на два самостоятельных и соперничающих между собой союза.

Это была несомненная победа реформаторов. Уже 30 августа 1815 года Е.Е.Эллизен из четырех солидарных с ним немецких лож: "Петра к правде", "Палестины", "Изиды" и "Нептуна к надежде" учреждает новый союз под управлением Великой ложи "Астрея".

Среди этих отважно либеральничающих масонов, бросивших вызов консервативному союзу Великой Директориальной ложи "Владимира к порядку", не было ни одного русского. Либеральный бунт на "масонском корабле" подняли исключительно немцы. И требование немедленного введения представительного правления в масонском сообществе было, таким образом, по крайней мере, на первых порах, чисто немецким делом. Русские братья в этой маленькой масонской революции играли явно второстепенную вспомогательную роль.

Конфиденциальные переговоры руководителей двух соперничавших между собой масонских союзов закончились тем, что 19 сентября 1816 года Великая Директориальная ложа "Владимира к порядку" была объявлена закрытой.

Вместо нее 4 ноября того же года в торжественной обстановке состоялось открытие новой великой ложи для лож шведской системы высоких степеней Великой провинциальной ложи. Возглавил ее уже нам известный преемник И.В.Бебера генерал-лейтенант А.А.Жеребцов. Принцип строгого единоначалия и присущие мастерским Великой провинциальной ложи мистика и консерватизм претили, оказывается, и многим русским "братьям".

Основным принципом работ нового союза провозглашался последовательный, говоря современным языком, демократизм: "равенство в правах представителей общества" в распоряжении масонскими работами. Особенно большое значение имело заявленная в "Уложении" терпимость Великой ложи "Астреи" к различного рода масонским системам. Провозгласив свою приверженность так называемому иоанновскому масонству трех первых степеней, сама Великая ложа "Астрея" декларировала вместе с тем терпеть в своих рядах и инакомыслящих братьев.

Однако в целом российское масонство переживало далеко не лучшие времена и уже не пользовалось прежним кредитом ни у правительства, ни в обществе. "Они скрывают свои замыслы под покровом религии, любви к ближнему и смирения. Они отлично едят и пьют, преданы роскоши и сладострастию. А между тем, постоянно разглагольствуют о целомудрии, воздержании и молитве. Через это приобретают они легковерных последователей с деньгами", – отмечал Ф.В. Ростопчин в своей записке о мартинистах от 1811 года.

В дальнейшем наметилось некоторое охлаждение Александра I и правительственной власти в целом к масонству. Во всяком случае, в 1818 году от руководителей масонских лож опять стали требовать предварительного объявления в полицию о месте и времени своих собраний. Великие же мастера опять должны были возобновить свои систематические отчеты министру полиции о переменах в составе и обо всем, происходившем в ложах.

Непосредственной причиной, толкнувшей государя запрещение масонов, послужил, как надо полагать, так называемый меморандум графа Х.-А.Гаугвица, бывшего масона, предостерегавшего теперь европейских государей от происков своих бывших собратьев по ордену. В представленном на конгрессе "Священного Союза" в Вероне специальном документе Гаугвиц утверждал, что подлинной целью всемирного масонского ордена является достижение "всемирного владычества" путем превращения государей в послушные орудия своих целей. Этот документ не мог не произвести должного впечатления на Александра I.

1 августа последовал высочайший рескрипт на имя управляющего министерством внутренних дел графа В.П.Кочубея "О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ". "Все тайные общества, под какими бы они наименованиями ни существовали, как то: масонские ложи или другими - закрыть и учреждения их впредь не дозволять".

Резкое охлаждение Александра I к масонству в конце своего царствования и его неожиданный (по крайней мере, для самих масонов) запрет позволяют некоторым исследователям ставить вопрос о восстании декабристов, планировавшемся, как известно, на лето 1826 года, и разрабатывавшихся планов убийства императора как своеобразной масонской мести Александру I за "измену" ордену. Что же касается гипотетического "ухода" Александра I из Таганрога в ноябре 1825 года под именем старца Федора Кузьмича, то этот сюжет однозначно трактуется некоторыми публицистами как заранее спланированное бегство императора, опасавшегося, якобы, за свою жизнь от руки "братьев". Веских оснований для такого рода смелых умозаключений не имеется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: