Образование и первые шаги русских лож Великого Востока Франции 1906-1910 гг

Николай I после восстания декабристов счел необходимым повторить в 1826 году указ своего брата о запрете масонства, взяв с государственных служащих и военных специальные подписки. На этом, собственно, история масонства в России в XIX веке и заканчивается.

Не имея возможности приобщения к вольному каменщичеству у себя на родине, наши оппозиционеры стремились не упустить такой возможности, оказавшись на Западе. Так, еще в 1845 году получил посвящение в одной из масонских лож («Социальный прогресс») Великого Востока Италии известный русский революционер-анархист Михаил Александрович Бакунин.

К началу 1900-х годов во французских ложах насчитывалось около полутора десятков русских либералов. Конечно, этого было недостаточно для высадки масонского «десанта» в Россию. Профессор Максим Максимович Ковалевский при участии ложи «Космос» открыл в Париже Русскую высшую школу общественных наук, проработавшую до 1904 года. Цель школы, помимо просветительской, состояла еще и в том, чтобы подготовить, в чисто масонском духе, разумеется, будущих участников борьбы за «освобождение России» без какой-либо оглядки на их партийные и идеологические пристрастия.

Кадры будущих масонов ковались не только в Париже, но и непосредственно в самой России. Неисчерпаемым резервуаром были кружки либеральной интеллигенции. Одним из наиболее известных среди них был московский земский кружок «Беседа» (1899-1905 гг.), объединявший сторонников конституционной монархии в России. Большая часть из них (С.А.Котляревский, Д.И.Шаховской, В.А.Маклаков, Г.Е.Львов и другие) стали впоследствии одними из первых адептов вольного каменщичества в России.

События 9 января 1905 года и неудачи русско-японской войны привели к тому, что общественно-политический кризис в стране стал перерастать в революцию. 18 января 1905 года Николай II вынужден был принять принципиальное решение о созыве «законосовещательного учреждения». Конечно, среди революционеров и забастовщиков масонов не было, но в стороне от происходивших событий они не остались. Еще в мае 1905 года Совет Закона Великого Востока Франции принял решение объединить всех русских братьев в одну общую для них ложу – «Космос».

Манифест 17 октября 1905 года и введение демократических свобод в России не застали заграничных русских масонов врасплох. Они давно ждали этого часа. Неудивительно поэтому, что практически все они сразу же поспешили вернуться на свою историческую родину, чтобы на месте включиться в борьбу за ее «освобождение».

При посредничестве издателя масонского журнала «Акация» Ш. Лимузена, разрешение на открытие масонских лож от Великого Востока Франции было, наконец, получено. А вслед за этим уже 15/28 ноября 1906 года в Москве состоялось и открытие первой в XX веке русской масонской ложи – «Возрождение». Вскоре в Петербурге была открыта еще одна ложа - «Полярная звезда».

Принципиальным отличием русского масонства начала XX века был его ярко выраженный политический характер, поскольку, в отличие от традиционного масонства, на первый план русские «братья» выдвигали не моральное усовершенствование, а борьбу за освобождение России от царского самодержавия.

27 апреля 1906 года в торжественной обстановке открылась I Государственная дума. Масонов в I Государственной думе было немного – всего 11 человек: В.П.Обнинский, С.Д.Урусов, Д.И.Шаховской и др. Конечно, повлиять на ход заседаний Думы они не могли, но позицию по отношению к правительству они заняли жесткую и, что самое главное, солидарную.

Сенсацией стало выступление 8 июня 1906 года в Думе бывшего заместителя министра внутренних дел, а теперь уже и масона князя С.Д.Урусова, обвинившего «темные силы» в организации еврейских погромов, а своих недавних коллег по правительству, в частности Министерство внутренних дел, в попустительстве этим «темным силам». Попытавшемуся было защитить правительство министру внутренних дел П.А.Столыпину наши «демократы» попросту не дали говорить и он вынужден был, прервав свою речь, сойти с трибуны.

Правительство вынуждено было 9 июля 1906 года распустить Думу и объявить новые выборы. Однако II Государственная дума (20 февраля – 2 июня 1907 года) оказалась левей, чем первая. Масонов среди них было всего 8 человек: В.А.Маклаков, А.Шингарев, А.А.Демьянов, К.К. Черносвитов и др. Думские выступления депутатов-масонов носили поджигательский, конфронтационный по отношению к властям характер. II Государственная дума просуществовала всего 102 дня и уже 3 июня 1907 года повторила участь I Думы.

В III Государственной думе, начавшей свою работу 1 ноября 1907 года, левые партии были в в явном меньшинстве. Из масонов в нее прошло всего 11 человек: В.А.Маклаков, Н.В.Некрасов, А.И.Шингарев, Н.С.Розанов и др.

Крайне враждебные позиции по отношению к Русской православной церкви занимали Н.А.Морозов, В.А.Маклаков, П.Н.Яблочков, другие масоны. Практически все русские масоны были убежденными западниками и превыше всего ставили ценности не своей русской, а западной европейской культуры: свобода, демократия и гуманизм. В продвижении этих ценностей на бескрайние просторы России они видели свою главную цель. Масонство привлекало их, прежде всего, возможностями расширения западного влияния в нашем отечестве.

Примерно 2/3 состава русских масонских лож начала XX века были выходцами из первенствующего сословия государства, то есть дворянства. В том числе 1/10 часть личного состава относилось к дворянству титулованному – князья, графы, бароны. Около 10% масонов той поры были евреями. Крайне незначительно были представлены в масонских ложах купечество и духовенство.

Истинная подоплека оппозиционности сливок тогдашнего русского общества лежит, можно сказать, на поверхности: полученное ими западное воспитание и образование. Не следует забывать и то, что будучи людьми, как правило, состоятельными, будущие русские масоны годами вольготно жили за границей и какой-либо другой жизни для себя просто не представляли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: