Особенности древнеегипетского искусства (архитектура)

Архитектура в Древнем Египте явлалась основным, стилеобразующим видом искусства. Все другие виды искусства существовали только в связи с архитектурой. Архитектурные памятники, дошедшие до нас из Древнего Египта, выполнены в камне. Каменная архитектура в культуре Древнего Египта служила потребностям религии.

Культовую культуру Египта можно разделить на два вида: храмовая и погребальная. Древнеегопетские храмы, независимо от посвящения и разным богам, имеют рад общих черт в планировке композиции и составляющих ее частей – наличие открытых дворов, залов, святилищ. Направление основных осей храма – горизонтальные в наземных сооружениях и наклонные в полускальных, символизировавших вход в другой мир. Все это отвечало религиозным представлениям египтян. Двери, распологавшиеся на пути к святилищу и в самом святилище уподоблялись дверям неба и земли.

Для эволюции погребальной архитектуры характерно:

- расположение большенства гробниц на западном берегу Нила на границе плодородной земли и пустыни;

- все гробницы ориентированы с востока на запад;

- гробницы считались не могилами, а домом для вечной жизни умершего;

- погребальный комплекс включал в себя: нижний и верхний заупокойные храмы, соединенные между собой дорогой, гробницу фараона, кенотаф (надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила.), гробницы семьи и подданных умершего фараона.

Основным строительным материалом был камень. Для строительства культовых сооружений применялись известняк, песчаник, алебастр, гранит.

Во времена Нового и Позднего царств в строительстве нередко применялись камни, добытые при разборке более древних сооружений. Египтяне умели изготавливать кирпич. Сушили его на солнце.

Иногда кладка производилась при помощи связующего раствора, в качестве основы включавшего пустынную глину – тафлу и гипс. Дерево, тростник так же служили строительным материалом.

В период Древнего Царства в Египте появляется новый тип царских погребальных сооружений, просуществовавший до конца Среднего царства, - пирамиды. Могут быть разделены на ступенчатые и истинные (классические). Они являлись центральным элементом погребального комплекса, который включал: заупокойный храм верхний, нижний, стену, окружавшую комплекс.

В качестве отделочного материала погребальных помещений иногда использовали дерево и листовое золото.

Период Среднего царства. Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью.

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилонами, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари.

Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей».

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли невысокими пилонами с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились.

Архитектура Позднего царства. В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы, по-прежнему посвященные древним богам, теперь становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но при этом заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.

После завоевания Египта греками происходит неотвратимый, но весьма продуктивный для искусства синтез местной художественной культуры с традициями античности. Своеобразие нового синтезирующего стиля демонстрируют храм Птолемея III в Карнаке, храм Гора в Эдфу и комплекс Исиды на о.Филэ, названный Геродотом "жемчужиной Египта"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: