Алис Миллер
В начале было воспитание
Аннотация
Автор показывает механизмы скрытой жестокости в воспитании детей и корни насилия. Анализируя ряд жизненных историй - пациентки-наркоманки, убийцы малолетних и Адольфа Гитлера, - Миллер раскрывает истоки крайней личностной деструктивности этих людей в их раннем детстве: будучи детьми, они подвергались жестокому обращению и унижению, что и сказалось на их личностных особенностях. Сформулированы основные принципы "губительной педагогики" - подавляющего и калечащего ребенка воспитания.
Для психологов, психотерапевтов, социальных работников, а также всех, кто интересуется проблемами детства.
В начале было воспитание
Пер. с нем. И.В.Силаевой
Предисловие научного редактора
В этом кратком предисловии мне хотелось обозначить те смысловые акценты второй публикуемой на русском языке книги Алис Миллер, которые, на мой взгляд, представляются наиболее существенными и значимыми.
Прежде всего следует отметить принципиальную антипедагогическую позицию автора, в соответствии с которой любое воспитание - это насилие, негативно сказывающееся на психическом развитии ребенка, а любая педагогика - это теория и практика такого насилия. Это очень сильный тезис, и его крайне трудно принять. Однако вся аргументация автора направлена на то, чтобы не оставить у читателя ни малейшей иллюзии относительно "гуманистических" устремлений педагогики и педагогов. Именно педагогическая практика, существующая тысячи лет, замыкает человечество в порочном круге насилия, логическим финалом которого является уже достаточно хорошо просматривающаяся глобальная катастрофа.
|
|
Если педагогика выступает для автора как исходная форма практики взаимодействия между людьми, как своего рода тезис, то антитезисом оказывается психотерапия - сравнительно молодая форма такой практики. Оппозиция педагогики и психотерапии - это принципиальное противоречие, конфронтация двух диаметрально противоположных идей, двух различных логик. Педагогической практике интериоризации и усвоения, контроля и произвольности, подавления и вытеснения, молчания, зависимости и неравенства противостоит психотерапевтическая практика экстериоризации и творчества, свободы и спонтанности, экспрессии и осознания, говорения, автономии и равенства. Именно психотерапия есть ответ человечества на совокупность всех тех угроз, которые уже нашли свое выражение в двух мировых войнах и продолжают искать своей реализации в возможной третьей (и последней) мировой войне. Внешним эквивалентом вытесненных в сферу бессознательного негативных переживаний боли и гнева оказываются чудовищные арсеналы оружия массового уничтожения. Расщепление интеллектуальной и аффективной жизни людей обеспечивает беспрестанное совершенствование как самого этого оружия, так и средств его доставки. Педагогика ответственна за все эти внешние и внутренние "гроздья гнева", за тот потенциал ненависти и насилия, который ждет лишь подходящего повода, чтобы вновь воплотиться в массовом безумии. Следует подчеркнуть, что осознание и понимание реальной связи между индивидуальной и социальной психической жизнью - характерная особенность воззрений не только А.Миллер, но и всех крупнейших психотерапевтов XX в. (от 3.Фрейда и К.Юнга до В.Франкла и К.Роджерса).
|
|
Борение "теленка" психотерапии с тысячелетним "дубом" педагогики (да простит нам А. Солженицын такое использование его ироничной метафоры) является следствием и проявлением более общей социальной оппозиции гражданского общества и политического государства. Если гражданское общество базируется на отношениях любви (определяемых А. Миллер как открытость, принятие, адресованность, сензитивность к подлинным потребностям человека, к его сущностным проявлениям), то политическое государство являет собой нечто прямо противоположное - отношения власти, господства и подчинения - тоталитаризм. Основная свобода гражданского общества - это свобода слова (самовыражения), а основное право - право быть услышанным; основная свобода политического государства - это свобода реализации власти, свобода господствовать, а его основное право - право подчиняться.
Посредником в отношениях, существующих между гражданским обществом и индивидом, между политическим государством и индивидом является семья. При этом властные отношения в системе "политическое государство -> семья -> индивид" являются одновременно педагогическими отношениями - воспитанием. Фигуры "вождя" и "отца народа", "начальника" и "отца родного" постоянно совмещаются, а подчас (при торжестве тоталитаризма) и полностью совпадают. Напротив, в системе "гражданское общество -> семья -> индивид" все социальные институты создаются и поддерживаются индивидами в целях обеспечения их потребностей, прав и свобод. И социальные, и межличностные (в том числе и семейные) отношения являются в этом случае лишь средствами самовыражения и развития индивидов и, следовательно, по своей сути отношениями любви к каждому конкретному человеку - психотерапевтическими отношениями, психотерапией.
В сфере современного духовного производства педагогическая практика, практика обучения и воспитания повсеместно остается глобальным монополистом, продолжая наполнять личное и коллективное бессознательное людей непережитыми и неосознанными чувствами боли и гнева. Иллюстрируя свои теоретические представления подлинными материалами трех психобиографий (наркоманки, политического лидера и серийного детоубийцы), А.Миллер детально анализирует все нюансы взаимосвязей между внутренней и внешней жизнью этих людей, между их переживаниями и их поступками, каждый раз выявляя при этом одну и ту же закономерную последовательность событий:
- любое насилие взрослых по отношению к ребенку есть одновременно проявление нелюбви (т.е. неоткрытости, непринятия, неадресованности, несензитивности к его сущностным проявлениям и подлинным, базовым потребностям в безопасности, понимании, самовыражении);
- естественный отклик ребенка на нелюбовь - боль и гнев;
- "нормальная" реакция взрослого на боль и гнев ребенка - запрет на их выражение ребенком;
- "нормальная" реакция ребенка на этот запрет - подавление и вытеснение в бессознательное собственных чувств боли и гнева;
|
|
- расщепление изначально целостного опыта ребенка на осознаваемый и неосознаваемый (репрессированный) опыт;
- трансформация неосознаваемых чувств боли и гнева в осознаваемую ненависть;
- проекция ненависти на замещающие фигуры и идеализация "родительских фигур" и "счастливого детства";
- изживание ненависти в интра- и экстрадеструктивном поведении;
- трансляция "кольца насилия" (насилие -> отклик -> запрет -> 5 подавление -> вытеснение -> расщепление -> проекция -> изживание -> насилие) в отношениях с другими людьми, выступающими в качестве экрана для проекции человеком его собственных подавленных и вытесненных в бессознательное переживаний и чувств;
- использование разного рода педагогических идеологий, обеспечивающих социальное санкционирование такого рода трансляции насилия под видом "воспитания" детей, отдельных социальных и этнических групп, национальных меньшинств, народов и даже рас "для их же собственного блага".
Любая, каждая встреча взрослого и ребенка содержит в себе две диаметрально противоположные перспективы. Одна из них - педагогическая перспектива - воспроизводит порочный "круг насилия". Другая - психотерапевтическая перспектива - размыкает этот порочный круг, освобождает репрессированный эмоциональный опыт детства из "темниц" бессознательного благодаря особому качеству терапевтических (принимающих, эмпатичных и конгруэнтных - по К.Роджерсу) отношений.
Депедагогизация массового и индивидуального сознания, повышение психологической и психотерапевтической культуры людей неизбежно усиливают их чувствительность ко всем формам, проявлениям и последствиям жестокости и насилия в обществе, что, в свою очередь, приводит к увеличению числа людей с позитивным (нерепрессированным) эмоциональным опытом. Дальнейшее размыкание "круга насилия " постепенно, эволюционно трансформирует современную ("политическую") семью в "гражданскую" семью, современное (политическое) государство в гражданское общество.
|
|
От чего же зависит реальное осуществление психотерапевтических отношений в социуме?
Я отвечу на вопрос метафорой, адресованной каждому читателю этой книги. От чего зависит реальность Вашего выздоровления, когда болезнь известна, диагноз поставлен, а лекарство под рукой? Ответ предельно прост, - исключительно и только от Вашей доброй воли, от Вашего желания выздороветь.
Доктор психологических наук
А.Б.Орлов