С утра я работал с аэродинамической трубой больших скоростей;
прибегает секретарша Мэри Пайпс – сообщение ТАСС о кончине И.В.
Сталина. Велю техникам выключить чудовищную машину и иду в кабинет.
Звонит маршал авиации сэр Виктор Годдард: предпочел бы я пройти в
его кабинет, или он – ко мне? Такт подсказал первое. Застал у него
двух профессоров и одного посетителя из Фарнборо. Ну, разумеется, о
Сталине – о чем же еще в такой день!
* * *
Годдард – человек сугубо интеллигентный. Его интересы выходят за
пределы авиации и ракетной технологии. На его счету, например,
книга и статьи о природе «русской опасности». Несомненно, говорит
он, пресса Великобритании будет насыщена материалами о скончавшемся
вожде России. И легенд о нем создано немало. Но кто был он в
действительности? И что может означать его уход для Запада? –
лучше? хуже? хуже? Было бы интересно, если бы я согласился
рассказать о Сталине студентам и профессорско-преподавательскому
составу.
Очень редко не соглашался я с Годдардом. Мы успели сблизиться до
|
|
такой степени, что перестали уметь возражать друг другу. Но в
данном случае, да еще в присутствии трех других людей я отверг его
идею. Сослался на известное ему мое решение никогда больше не
вмешиваться в дела политические.
* * *
Звонит Мэри Пайпс: отдел всемирной службы Би-Би-Си и «Сандей
Таймз» просят прибыть в Лондон для интервью. Это было очень кстати:
довольно резко и громко ответил я, что в Лондон не прибуду, никаких
интервью не дам и пусть никто не пытается искать меня здесь, в
колледже. Политикой пусть занимаются политики и журналисты, а я
тоже буду заниматься своим делом. Годдард взял обратно трубку и
попросил передать «лондонцам», чтобы не отвлекали меня дальнейшими
звонками. К сожалению, как увидим дальше, это тоже не помогло…
17 марта 1953, Кранфильд. Рукопись
Прилетел из-за океана на конференцию с опозданием на целый день.
Прочитал свою лекцию экспромтом, без сколько-нибудь
систематической подготовки. Ну и пусть, о СССР тут настолько
мусорные представления, что лучше говорить правду без роз: это ведь
как раз то, чего нехватало и нам, и им с 1917 года!
* * *
Хотя лекция была по теории и технологии возвращения спутников
земли с орбиты, мне была подана записка на совсем другую тему – вот
ее содержание в переводе:
«Д-р Токати, я хотел бы воспользоваться настоящим случаем для
выяснения следующего вопроса, если Вы позволите. Как Вы объясняете
тот факт, что в первые же недели советско-германской войны русские
понесли столь тяжелые потери в территории, вооружениях,
персональном составе Красной Армии?..»
|
|
Посоветовавшись с председателем конференции, я ответил так: «В
первые же десять часов войны мы потеряли от 13 000 до 15 000
самолетов, главным образом на аэродромах. За первые 2-3 недели мы
лишились огромной территории, на которой находилась одна треть
военной промышленности СССР, около 1 000 000 воинов, до 7 000
танков. В сентябре 1941 года мы потеряли в донбасском районе
700 000 воинов. Весной 1942 года под Харьковым мы потеряли еще
250 000 воинов…»
* * *
Часть зала была потрясена. Потерять столько в столь критические
минуты – да мыслимо ли вообразить катастрофу более ужасную? «Но мы
выжили, господа, – продолжал я. – И восполнили свои потери в людях
и военной технике; на помощь поспешили к нам наши славные боевые
союзники: англичане, шотландцы, уэльсцы, канадцы, американцы,
французы. И мы с вами обняли друг друга на берегах Эльбы!..»
* * *
Подали мне и другую записку:
«Господин Полковник: я горжусь тем, что внес свой небольшой вклад
в материальное обеспечение русской армии в 1941 году. Участвуя в
доставке авиационной техники Россию, я имел счастье познакомиться с
рядом ваших соотечественников. Наша группа имела честь быть
принятой генералами А.И. Шахуриным и А.А. Новиковым. Но теперь идут
слухи, что эти замечательные деятели пострадали. Не могли бы
сказать что-нибудь о них?..»
* * *
«Совершенно верно, - ответил я. - Главный маршал авиации Новиков
и генерал-полковник Шахурин, сыгравшие выдающуюся роль в
восстановлении боеспособности советских военно-воздушных сил, были
в 1946 году сняты с постов, соответственно, заместителя министра
обороны и главнокомандующего воздушными силами и народного
комиссара авиационной промышленности. Их лишили воинских званий,
отняли награды и осудили на длительные сроки наказания».
* * *
Шахурина я знал хорошо. Он был начальником научно-
исследовательского отдела при Военно-Воздушной Академии им. Н.Е.
Жуковского. Отсюда его перевели на должность парторга ЦК ВКПб на
соседнем авиационном заводе. Потом он стал членом ЦК и сначала
Секретарем Ярославского, а немного позже – Горьковского Обкома
ВКПб. Война застала его на посту народного комиссара авиационной
промышленности.
* * *
Я видел Шахурина за работой в дни и ночи нападений немецкой
авиации на Москву. Он жил на заводе и вел себя отважно. Лозунг
«Все, что может летать, обязано летать!» был для него сутью
деятельности. И то же самое – с Новиковым: его воздушные силы на
Сталинградском фронте сбрасывали на врага крестьянские плуги,
бревна, камни, куски льда, разбитые части военной техники; пилотами
бывали 60-70 летние старики. А тем временем Шахурин организовывал
производство новых самолетов и нормальных бомб.
Но вот наступил послевоенный год. Сын диктатора Василий Сталин,
уже полковник авиации, а через год генерал, стал инициатором
сплетен и доносов на Шахурина и Новикова, обвиняя их в выпуске
недоброкачественной военной техники и в ведении воздушной войны
примитивными методами и средствами. Это и послужило причиной их
снятия и репрессий.
* * *
Профессор Алек Юнг довез меня из Кранфильда до станции Бедфорд. В
пути мы разговорились. «Вы знаете, - сказал он, - англичанину не
легко понять и поверить, что люди типа Шахурина и Новикова
подвергаются в России репрессиям. Какая польза от того, что их
арестовали и осудили? Разве плохо, что в критические времена войны
они старались восстановить разгромленные воздушные силы?»
Вероятно мы не призадумываемся над сущностью недоверия
иностранцев к централизации, например, над следующим директивным
тезисом Ленина: «У нас ЦК состоит из 19 человек, причем текущую
работу приходится вести еще более узким коллегиям, именно Оргбюро и
|
|
Политбюро, по пять человек в каждом. Выходит, следовательно, самая
настоящая «олигархия». Ни один важный политический или
организационный вопрос не решается у нас ни одним государственным
учреждением без руководящих указаний ЦК партии. Фактически все
руководящие учреждения состоят из коммунистов и проводят директивы
партии» (В.И.Ленин: Детская болезнь «левизны» в коммунизме,
12.05.1920).
Поистине олигархия. И в ней не было тогда, как нет и теперь, ни
одного профессионального ученого, а тем более ракетиста –
космического технолога. Но решают они, 5+5. Не может такая
централизация власти быть компетентной во всем и всегда. Что
понимает Сталин или Молотов, Маленков или Берия в термохимии и
газодинамике гиперзвуковых скоростей, в теории и технике ракетной
тяги? Ноль целых и ноль десятых. Вот почему их решения могут таить
в себе определенные опасности, о которых говорили мне американцы.