Целый день в научно-исследовательском комбинате. Профессиональные
круги знают о том, что происходило и происходит в авиационно-
исследовательских и конструкторских кругах СССР, хотя часто только
в общих чертах. Можно догадаться, откуда и как получают свою
информацию. Я жил в одном доме с В.Ф. Болховитиновым, знал историю
БИ-1 от начала до катастрофы с гибелью летчика Бахчиванджи, но тут
узнал о нем нечто такое, о чем и представления не имел там. А наши
органы безопасности получают ордена и медали за… За что?
* * *
Крупнейший из немецко-американских ракетистов смеется: «Знаете, –
говорит он, – нас с вами всосали в холодную войну и нам, может
быть, придется держать ответ за это». Я рассмеялся в ответ:
«Понимаю, В., но в будущем Нюрнберге среди ракетистов вы будете №1,
а я, вероятно, только №6 или №10; а в общем виноват не столько
всасываемый, сколько всасывающий»...
* * *
Везут меня на обед за десять километров. В машине с нами какой-то
подполковник военно-воздушных сил. Одно только начальство и Бог
|
|
знают, кто и почему он с нами. Говорит беспрерывно и чуть ли не
каждое его слово – вопрос о СССР. Впечатление такое, что ему
страшно хочется узнать хоть что-нибудь нового о ВВС СССР. Если я не
отвечаю или отвечаю уклончиво, он снова о том же с другого конца.
* * *
Речь зашла о нашем Новом ЦАГИ под Москвой. Я откровенно назвал
его главные аэродинамические трубы и иные лаборатории – мне было
известно уже, что и в Англии, и во Франции, и в Соединенных Штатах
Америки о них знали, поэтому никакой государственной тайны не
раскрывал. Но подполковника интересовало другое: что именно
исследовали в лабораториях? над чем работали? Я повернулся к нему,
несколько мгновений смотрел ему прямо в глаза, потом сказал с
режущей ясностью, что ему следовало бы считаться с моими военным и
ученым рангами. Он понял и замолчал…