Экстравертам (E):
* Не возвращайтесь без необходимости к тем вопросам, которые вы уже обсудили.
* Учитесь слушать внимательно, не перебивая, дайте человеку высказаться. Если человек в разговоре делает паузу, — это не значит, что он хочет, чтобы вы встряли в разговор; возможно, он хочет сконцентрировать свои мысли в слова.
* Оставляйте другим время подумать над обсуждаемыми вопросами. Нет необходимости заполнять тишину разговорами.
* Возьмите себе за правило прислушиваться к идеям и мнениям других, а также достаточно продумать, прежде, чем сказать.
* Давайте людям достаточно времени для того, чтобы люди могли обдумать ваши предложения.
* Почаще говорите: «Дайте-ка я повторю то, что вы сказали, чтобы убедиться в том, что я правильно вас понял».
* При постановке задач в группе убедитесь, что каждый получил возможность выразить свое мнение.
Интровертам (I):
* Предоставляйте экстравертам свободу высказаться до конца, не заостряя их внимание на том, что они говорят.
* Активнее участвуйте в общем разговоре, не ограничивайтесь только высказыванием окончательного мнения.
|
|
* Не считайте свои размышления, мнения слишком серенькими, чтобы предоставить их общему вниманию. Позвольте об этом судить другим.
* Выражайте свое отношение к тем или иным мнениям если не словами, то хотя бы мимикой, кивками, покачиванием головы.
* Говорите так: «Обычно я держу свои мысли при себе, однако позвольте заметить, что в высказанной формулировке задача представляется мне не бог весть чем...».
Сенсорикам (S):
* Не мешайте другим высказывать предложения, которые кажутся вам притянутыми за уши. Отнеситесь к ним с уважением.
* Позволяйте людям перебирать различные идеи, не имеющие, на ваш взгляд, большого смысла, — позже он может проявиться.
* Помните, что заключенная в задаче идея имеет дальнейшее развитие. Вы предпочитаете заниматься конкретным, сиюминутным делом, но придет время, когда надо будет подумать о будущем.
* Почаще говорите: «Мне думается, что это журавль в небе, но давайте все обсудим».
Интуитам (I):
* Помните о деталях. Достигнуть долгосрочной цели можно только поэтапно.
* Не отрывайтесь от реальности. Хотя вам хочется помечтать о запредельном, говорить нужно на практическом, общедоступном языке.
* Когда говорите, то старайтесь вникнуть в подробности. Чаще говорите: «В основном я согласен с предложениями, но давайте уточним пункт два». Избегайте общих фраз вроде: «Давайте еще раз взглянем на предварительный план».
* Избегайте общих вопросов типа: «Что вы об этом думаете?», когда спрашиваете чужое мнение, лучше спрашивайте конкретно: «Выскажитесь по пунктам два и три».
|
|
Людям мыслительного типа — Логикам (T):
* К людям проявляйте чуткость и внимание, которые могут казаться вам излишними. Они создают благоприятную для жизни атмосферу.
* Помните, что от взаимопонимания чувств зависит наполнение вашей жизни смыслом.
* Почаще спрашивайте себя: «Как почувствуют себя, как отнесутся к моим мыслям люди?»
* Помните, что не каждый человек ценит бурную дискуссию, и не все считают, что в споре рождается истина. Ваше настоятельное желание поспорить может привести к тому, что некоторые члены коллектива отстранятся от принятия решения. Достижение целей, от которых отвернулись все, кроме вас, не окупит затраченных усилий.
Людям чувственного типа (F):
* Не страшно, что не все соглашаются по тому или иному вопросу. Хорошая дискуссия порождает хорошие идеи.
* Хотя гармония, конечно, важна, каждый отдельный вопрос нельзя решить ко всеобщему удовольствию.
* Не каждое слово, высказанное относительно ваших предложений, относится лично к вам. Помните, что вы не несете персональной ответственности за предлагаемые вами задачи.
* Почаще говорите: «Эта идея несет в себе рациональное зерно, поэтому нам лучше отбросить личные пристрастия».
* Задачи могут быть успешно достигнуты, даже если приняты не единогласно.
Людям решающего типа (Y):
* Оставляйте время для обсуждения точек зрения, отличных от вашей; не хватайтесь за первую же высказанную идею.
* Помните, что не все цели достигаются мгновенно, и это хорошо.
* Не думайте, что те, кто не согласен с вашими целями и задачами, не станут их решать. Обычно люди прекрасно ко всему приспосабливаются.
* Чаще говорите: «На данный момент это хорошо, но давайте подождем, пока не выработаем окончательное решение».
Людям воспринимающего типа (P):
* Старайтесь держаться определенного мнения, пока вам в голову не придет другое предложение.
* По возможности прямо заявляйте, что вы думаете по поводу задачи.
* Принять твердое решение и держаться его — это не так уж и трудно.
* Напоминайте себе, что некоторые задачи решаются за один день. Это небольшие, краткосрочные задачи, из которых состоят и без которых невозможны более крупные.
* Почаще говорите: «Этот вопрос мы решили. Давайте двинемся дальше».
Использованная литература.
1. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. ЮНГ В ШКОЛЕ. Соционика- межвозрастной педагогике. Издательство Новосибирского университета. 1997. 269 с.
2. Аугустинавичуте Аушра. Соционика. Двухтомное издание. Санкт-Петербург 1998.
3. Е. Филатова. «Соционика для вас» Издательство Сибирский хронограф 1994г. 280с.
4. Б. В.Овчинников, К.В. Павлов, И.М. Владимирова. «Ваш психологический тип» С-Петербург. 1994. 235с.
5. О. Крегер, Д. Тьюсон. «16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим». М.542с.
6. Герхар Вер. «Карл Густав Юнг» Урал LTD/ 209c.
7. А. Барсова. «Как прожить свою, а не чужую жизнь, или типология личности». М. «АСТ-ПРЕСС». 2001г.— 320с.
8. П. Тайгер, Б. Тайгер. «Читать человека как книгу». М. 2000г. — 288с.