в предыдущем блоке смело написана невесть откуда взявшаяся цена на одну услугу. На самом деле цены не берут из головы, их создают путем долгого и кропотливого анализа фактов. В первую очередь можно установить цену на основе все того же анализа безубыточности. Выгодно ли для фирмы, у которой точка безубыточности находится на уровне N = 100000/(25000 - 5000) = 5, снижение цены в два раза? Очевидно, что нет, поскольку в таком случае, ей придется выполнять по 10 заказов в месяц. Столь активный наплыв клиентов представляется несколько маловероятным. Таким образом, анализ безубыточности четко показывает нижнюю отметку цены. Для более точного и долгосрочного планирования цен показано построить график безубыточности на основании данных об общих издержках и ожидаемых общих поступлениях (при колебаниях объема продаж) в течение некоторого срока.
Однако под этот график нужно брать уже готовые результаты, некоторые эмпирические обобщения, полученные в ходе калькулирования себестоимости одной промо-акции. То есть рекламист сначала определяет сумму затрат на промо-акцию, затем начисляет некую наценку, которую хотел бы получить как прибыль, а после проверяет по анализу безубыточности, не слишком ли мала придуманная цена.
|
|
Рассмотрим, как может исчисляться себестоимость. Проще всего учесть те затраты, которые напрямую списываются на себестоимость продукции (статьи 1-9 в таблице 6). Эти затраты включаются в стоимость акции целиком. Однако общепроизводственные расходы (статья 10 в таблице 6) включить в стоимость акции трудно, поскольку они связаны с обеспечением работы агентства в целом и необходимы для про ведения сразу нескольких мероприятий в течение месяца. Понятно, что целесообразно будет разделить месячную сумму затрат на число акций, запланированных на месяц. К примеру, в июне ожидаются четыре акции. Общепроизводственные расходы включают в себя:
- амортизационные отчисления (500 рублей);
- арендная плата (10000 рублей);
- взнос на погашение банковского кредита (1000 рублей);
- заработная плата менеджеров, дизайнера, маркетолога
и психолога (65 000 рублей);.
- отчисления на заработную плату (26 000 рублей);
- плата за телефон (500 рублей);
- расходы на электроэнергию (200 рублей);
- расходы на канцелярские принадлежности (50 рублей);
- расходы на саморекламу (3000 рублей);
- выплаты нде (50 рублей);
- прочие расходы (10000 рублей).
Итого на одну акцию приходится сумма затрат, приближенно равная 116'300/4 = 29075 рублей. Теперь полученный результат требуется приплюсовать к остальным затратам на промо-акцию (см. таблицу 6). Предположим, что итоговая сумма будет равняться 46875 рублям.
|
|
Желаемая прибыль с одной акции составляет примерно 10 000 рублей. Тогда цена на такое мероприятие составит 57 000 рублей. Но цену устанавливают не только исходя из желаемой наценки, но еще и на основании уровня текущих цен. Поэтому рекламист обязан выяснить, что на рынке рекламных услуг цены на промо-акции держатся на уровне 40-50 тысяч рублей за одно мероприятие. Разумеется, бизнесмены охотнее заказывают дешевые промо-акции, но и цена в 50 000 рублей никого не пугает. Можно сказать, что бизнесмены считают такую цену справедливой, по крайней мере - для их города. Поэтому если исходить из уровня текущих цен и ощущаемой ценности услуги, то превышать цену более 50 000 рублей в высшей степени нецелесообразно. Поэтому желаемую прибыль придется снизить примерно до 5000 рублей (цена 52 000 рублей), а заодно планировать будущее снижение себестоимости акции.
В частности, расходы на одежду промоутеров можно снизить с 6000 до 2000 рублей: на 1000 рублей закупается партия футболок нужного цвета, а затем на них на все наносится фирменный опознавательный знак (по прежней цене).
Таблица 6. Смета для расчета себестоимости промо-акции (окончательный вариант)
Н, | Наименование статьи сметы | I(омментарий | Стоимость |
(в рублях) | |||
Одежда промоутеров | |||
Материалы на пошив униформы | со склада | ||
Пошив униформы | .Заказан в фирме «Олень» | ||
Нанесение отличительных знаков и надписей на униформу | Заказано в фирме «Олень» | ||
Бутафория | |||
Материалы на бутафорские изделия | Со склада | ||
Изготовление бутафории | Работал штатный бутафор | ||
Инструментарий | |||
Балаганный инструментарий (воздушные шарики и т.д.) | I(yплены в магазине «Гефест» | ||
Приспособления | |||
Листовки (стоимость распечатки) | Заказаны в фирме «Бланк» | ||
Оплата труда промоутеров | |||
Работа промоутера с микрофоном | Из расчета 100 рублей в час | ||
Работа промоутеров. раздающих листовки | Из расчета 50 рублей в час (1 О человек) | ||
Общепроизводственные расходы | |||
Общепроизводственные расходы на одну промо-акцию | |||
Итого |
Интересно проверить на точных цифрах значение точки безубыточности. Сумма месячных расходов на работу АМК в целом (103200 рублей за вычетом переменных расходов), на конкретную акцию (17800 рублей) и на покупку компьютера (30000 рублей) равна 151 000 рублей. Эту сумму следует поделить на цену одного мероприятия (52000 рублей), из величины которой вычтены переменные расходы (в размере 13100 рублей). Подставим имеющиеся числа в формулу: N = 151000 /(52000 - 13 100) = 3,88. Итого получается, что организация с таким уровнем затрат должна проводить по четыре акции в месяц, чтобы пере стать быть убыточной.