Битва за власть над потенциальным покупателем до сих пор не выиграна рекламистами всего мира. Явный, неоспоримый перевес на стороне потребителей. Почему? Ответ очевиден: потому что никто пока не рассматривал вплотную проблему потребителя под стрессом. Во всех маркетинговых исследованиях на переднем плане - преуспевающий рекламист, который знает, как и что говорить и располагает к себе собеседника роскошной улыбкой. Знает, как получить от человека то, что нужно, за счет собственной бешеной самоуверенности, блестящей респектабельности, исключительной презентабельности, импортного комплекта жестов.
Несостоятельность таких приемов уже давно доказана практикой. Ибо есть в природе такая могучая и неодолимая сила, как стресс. При столкновении с рекламой каждый человек испытывает сильнейший стресс, поскольку уверен, что его «щас разорят». Отчасти этот стресс закреплен в сознании большинства тем, что лет четырнадцать тому назад по телевидению сплошным потоком шла дурманящая реклама: пели, плясали, пищали, даже рычали... И рекламировали вовсе не йогурты, а финансовые пирамиды. Потом пирамиды исчезли,.фараоны. разбежались, вкладчики остались без сбережений. И зародился закономерный страх перед рекламой. Обжегшись на молоке, любой станет дуть и на воду. Сегодня и пицца вызывает разнообразные подозрения.
На улице прохожему вдвойне страшно, когда его, поглощенного своими мыслями, останавливает ватага девчонок и мальчишек, которые, совсем как цыганята, верещат:.Купи, купи, купиl. Поэтому первый принцип антистрессовой программы - не давить на потенциального клиента.
Второй принцип и необходимое условие планирования промо-акций: ощущать потребность работать с клиентом. Надо играть, наслаждаться, упиваться своим общением с ним - и тогда он действительно будет всецело принадлежать рекламисту. Вообразим себе захватывающую бильярдную партию, которую рекламист через промоутеров разыгрывает вместе с будущим клиентом (суетливо снующие по улицам промоутеры напоминают бильярдные шары). Очередной успешный шаг равноценен очередному шару в лузе. Трудные дела по плечу прирожденному рекламисту, только в них он обретает самовыражение, свободу действий и, наконец, возможность наилучшим образом зарекомендовать себя в глазах других.
Прежде всего хороший рекламист обязан учитывать факторы стресса среди потенциальных покупателей, к которым обращена его реклама. Ведущий фактор такого рода, действующий постоянно - толпа. Устранить его трудно, практически невозможно. Вот почему рекомендуется прибегать к определенным хитростям при планировании иных промо-акциЙ. Когда подобное допустимо, показано организовать мероприятие таким образом, чтобы промоутеры не работали на ограниченном участке людной улицы, а продвигались по сравнительно малолюдным улицам. Если двигаться вперед, преодолев около четырех кварталов, то вероятность повстречать высокое число людей равна вероятности повстречать такое же число людей при работе на маленьком пятачке. с высокой плотностью толпы. Промоутер просто идет по тихой улице и раздает рекламоносители двигающимся навстречу прохожим.
Далее следует такой фактор, как перепады атмосферного давления. Рекламисту достаточно ежедневно сверяться по офисному или домашнему анероиду, чтобы предвидеть успешность запланированного мероприятия. Резкое падение давления воздуха негативно сказывается на самочувствии многих людей, в особенности отличающихся повышенной метеочувствительностью. На такие дни нецелесообразно планировать анкетирование или раздачу пробников, гораздо больше подойдет небольшое шоу с участием ростовых фигур. При улучшении погоды следует проводить акции, которые сопряжены с танцами, показом одежды, раздачей подарков и сувениров - но без традиционной театральности.
Важно слушать по местному радио сводки медицинских новостей, чтобы знать о надвигающейся эпидемии. Эпидемии гриппа очень часты во многих регионах России. Во время вспышки активности вируса большинство людей предпочитает избегать лишних контактов, поэтому деятельность промоутеров вызовет лишь раздражение. Во избежание негативных реакций АМК следует организовывать мероприятия, в которые прохожие не вовлекаются непосредственно, - это веселые и жизнерадостные световые и музыкальные шоу. В ходе такого шоу промоутеры, не. вступая в непосредственное общение с прохожими, рассказывают о рекламируемом товаре.
От промоутеров требуется минимальное знание физиогномики и поведенческих реакций, что поможет снизить стресс при общении с потенциальными покупателями. Не стоит останавливать прохожих, которые: а) куда-то торопятся; б) завидев промоутера, спешат затеряться в толпе; в) разговаривают по сотовому телефону. С остальными можно работать, соблюдая индивидуальный подход к каждому. Промоутер должен немного уметь читать мысли., чтобы знать, с какой фразой лучше всего обратиться к очередному потенциальному клиенту.
Очень полезен в целях тренировки способности читать мысли. небольшой практикум с применением групповых фотографических портретов. Каждая групповая фотография - это блестящая галерея уникальных, единственных в своем роде характеров, которых обстоятельства свели ~MeCTe перед объективом камеры. Причем суть не важно, используются современные снимки или старые. Допустимо применение даже журнальных репродукций с каких-нибудь дореволюционных фото: хороший промоутер не должен пасовать ни в каких условиях. Он обязан мастерски освоить физиогномику, чтобы оказаться вне конкуренции и повысить доходы агентства (а значит, и собственный заработок). Сходным образом показано практиковаться, к слову, не только промоутерам, но и штатным психологам и маркетологам фирмы - лицам, которым в силу профессии вменяется в обязанность глубокое понимание людей.
Немаловажен внешний вид промоутера. Успех акции зависит от совокупности тех признаков во внешности, одежде, прическе и поведении промоутера, которые позволяют употребить по отношению к нему эпитет приятный. Этот человек располагает к общению. В его внешности нет ничего вызывающего; наряд и поведение промоутера лишены стильности торговой агрессии., крутости, яркой сексуальности. Возможно, некоторым девушкам-промоутерам покажется странным требование замаскировать свою сексуальность, но это необходимо: сексапильность и притягательность должны не явно воплощаться в приятности вообще.
Во внешности и поведении промоутера должно присутствовать нечто домашнее., вызывающее ассоциации с времяпрепровождением в теплой, дружеской компании, собравшейся за столом. Необходимо, чтобы речь промоутера по плавности, тембру и интонации с первых же слов заинтриговала прохожего, возбудила в нем интерес к листовке и питала желание побеседовать с промоутером (или, по меньшей мере, перекинуться с ним парой слов).
Интересно отметить, что промоутеру не обязательно быть очень молодым. В тех случаях, когда требуется распространять рекламу по офисам, часто бывает целесообразнее воспользоваться услугами зрелого человека. Например, рекламу фирмы аудиторских или иных деловых услуг должен распространять мужчина в возрасте 20-25 лет или даже старше. Его строгий деловой костюм, украшенный бейджиком или любым другим знаком с логотипом фирмы-заказчика, придает промоутеру солидный вид, окружая фирму ореолом респектабельности. В тех случаях, когда организация-заказчик занимается проведением культурных мероприятий, не связанных с современным поп-искусством, допустимо воспользоваться услугами экстравагантной, стильной женщины в возрасте старше 40 лет, по виду - типичной театралки с несколько аристократичными манерами.
В случае, когда диалог завязан, промоутеру нужно апеллировать не столько к товару, сколько к тому месту, где этот товар продают. Непременно нужно добиться на тренингах, чтобы в глазах и жестах работника светилась увлеченность, когда он рассказывает о фирме-заказчике. В этом.чудесном магазинчике., оказывается, не только скидки, но и прекрасное обслуживание, замечательная атмосфера. Здесь мило, уютно, красочно. Продавцы найдут все, что попросишь. Именно это и нужно в глубине души каждому покупателю: чтобы прийти в приятный магазинчик, как к себе домой,.где его обласкают, подведут к полке с товаром и даже нашепчут в ухо, на какой именно товар указать пальцем, сказав заветное.Веру вон Tol ••
Хитрый психологический ход: в жаркую погоду промоутеру не помешает невзначай заметить, что в магазине свежо, как в сосновом бору, что даже не хотелось' выходить оттуда на улицу. Этот трюк уместен в том случае, если работник находится в непосредственной близости от магазина. Велик шанс, что прохожий захочет немного освежиться в павильоне магазина и зайдет туда исключительно за этим, а уже внутри надумает сделать покупку. В прохладную погоду во время беседы с прохожим стоит сделать упор на том, как в магазине тепло и сухо.
Законом правильного поведения для промоутеров является требование вести беседу с прохожим тогда, когда он к этому расположен. Наибольшими шансами разговорить человека промоутер располагает в помещении - магазине, холле торгового центра, выставочном зале и т. д. Но И на улице иные потребители не прочь обсудить рекламное сообщение.
Если человек начал говорить, то суть не важно, о чем имен-. но он распространяется. Главное - он получает от беседы удовольствие, а значит, рекламируемый товар и магазин, предлагающий этот товар, будут непременно ассоциироваться в сознании такого человека с чем-то приятным.) Промоутер, поддерживая беседу.ни о чем., может и не наВЯЗJ;Jвать свой товар. Достаточно, если работник АМК попробует склонить собеседника к обмену полученной рекламной информацией с друзьями и родственниками. Иными словами, требуется добиться того, чтобы будущий покупатель превратился в участника рекламной кампании и завлекал в ряды покупателей других людей. Промоутеру при годится знание тех мотивов, которые управляют коллективным шопингом.
Любой этолог (специалист по поведению человека и животных) шутя объяснит, что поведение потребителя генетически представляет собой форму фуражировки, то есть коллективной добычи корма. Идеология капитализма, которой присуща масса перегибов и явных минусов, воспитывает в покупателях крайний индивидуализм дикаря-самодура:.что нашел - съешь сам •. К счастью для рекламистов и прочих • капиталистов., человек по природе своей остается существом коллективным, несмотря на старания философов. Когда потребитель обнаруживает магазин с высоким качеством обслуживания, низкими ценами и широким ассортиментом качественных товаров, тогда этот везунчик спешит донести информацию друзьям и знакомым. Выгодно, когда о такой информации узнает как можно большее число лиц. Поведение потребителя, способствующее распространению рекламы, условно подразделяется на следующие блоки:
Лидер разведки.
Возбужденный рассказ.
Распространение образцов товара.
Подключение помощников.
Передача избыточной информации.
Волна возбуждения.
На первом месте стоит поведение лидера разведки. Такой лидер ведет за собой группу покупателей, которые без него в магазин не пойдут. Промоутерам следует внушать идею лидерства натурам, производящим впечатление сильных людей. Если подбивать слабого человека на лидерство, то он, возможно, И согласится, но за ним редко кто пойдет в магазин. Сильная натура охотно поведет людей за собой - и люди охотно за ней последуют.
Слабым натурам необходимо дать пищу для разговоров, чтобы они в дальнейшем возбуждеиио рассказывали разные факты о работе магазина, повышающие его престиж в глазах покупателей. Для этого в арсенале промоутера должно иметься несколько историй об удачных покупках. Такая история может строиться по mаблонному образцу: пришла гражданка А в магазин, купить товар В; здесь на прилавке лежит не просто В, а даже С и лучше, и почти за те же деньги; гражданка А купила много себе и сестре, поэтому получила скидку; гражданка А вернулась домой довольная, потому что приобрела отличную вещь; открыла кошелек, а там 200 рублей осталось. И гражданка А сейчас вдвойне довольна, потому что так выгодно.отоварилась. (Подробнее о создании рекламиых историй см. ниже.)
Немаловажно подчеркнуть в разговоре ту выгоду, которую приобретает человек, когда приходит не один, а с другом или родствеиииком, или покупает сразу ДЛЯ нескольких лиц. Например, в изложенной выше истории внимание акцентировалось на том, что гражданка А брала товар не только для себя, но и для сестры. Приводить с собой кого-то Даже более выгодно по целому ряду причин.
Прежде всего так проще купить то, что нужно, - ведь рядом стоит человек, который может дать полезный совет. К слову, так почти все женщины покупают себе платья., а мужчины - детали для апгрейда компьютера. Далее при коллективной покупке возрастает объем скидок. Если магазином проводится розыгрыш, то у покупающей команды особенно высок шанс завоевать приз. И ходить по магазину вдвоем или втроем веселее, потому что всегда можно обстоятельно обсудить весь ассортимент и приметить нечто такое, что в одиночку непременно пропустишь. За этой вещью приДешь в следующий раз, во время повторного визита магазина.
Промоутерам выгоден, вне зависимости от силы его воздействия на окружающих, энергичный покупатель. Неуемный, он послужит отличным распространителем приобретенных образцов товара. Существует разряд людей, которые с живостью демонстрирует свою покупку в действии. Среди мужчин это чаще всего страстные автолюбители, которым удается собрать толпу заинтригованных зевак вокруг открытого капота своей машины, у которой в этот момент запущен двигатель. Аналогичным образом ведут себя мужчины - активные потребители таких товаров, как компьютерная периферия, садовый инструментарий, телевизионные антенны.
Наибольшей популярностью пользуется аудиоаппаратура, которая является предметом гордости мужчины, даже если он не относит себя к меломанам. В том случае, когда покупатель мужчина вполне удовлетворен качеством аудиосистемы (или не столько качеством, сколько выбором), он непременно станет водить к себе домой по одному всех приятелей, чтобы показать покупку в действии. Незачем и говорить, что сама аудиосистема занимает в квартире привилегированное местоположение, уступая по своему значению лишь одной детали интерьера.,.. телевизору.
Диалог промоутера с потребителем-мужчиной об аудиосистемах, приукрашенный историей о покупке одной такой кем-то из клиентов рекламируемого магазина, окажется на ред}(ость успешным: потребитель сам посетит магазин, сделает покупку (пусть не особенно дорогую), но зато станет развивать тему этого диалога с друзьями, живописуя привлекательные подробности.
Среди женщин - любительниц показать кaково это в деле. велика доля активных покупательниц обуви, колготок, кофточек, средств депиляции и духов. Девymка-промоутер непременно должна дать своей собеседнице повертеть в руках коробочку с товаром, по нюхать духи (нанести на собственную кожу), потрогать кофточку в разных местах.
Весьма перспективно снабжать промоутера, рекламирующего обувь, несколькими образцами туфель (полусапожек, сандалий), чтобы собеседница получила возможность их примерить. Естественно, туфли следует брать размера больше среднего. Для чего это нужно? Дело в том, что женщине в данный момент вовсе необязательно чувствовать, как обувь хорошо сидит: этот момент решается в магазине. Для будущей покупательницы в тысячу раз важнее убедиться, что такие туфли порадуют ее глаз, подойдут к ее гардеробу, привлекут внимание мужчин к ее стройным ножкам и т.д..
Итак, в результате продуктивного диалога с промоутером женщина сделала выгодную покупку. Теперь она развивает этот диалог в беседе с подружками, предоставляя им возможностъ осязать свои приобретения. Счастливая покупательница обязательно покажет колготки и позволит их пощипать, чтобы доказать прочность. Даст примерить туфли. Даст поносить недельку другую.замечательную кофточку •. И покажет на себе, каким чудодейственным эффектом обладает купленное на днях средство депиляции.
Почему человек так себя ведет?.Идеологи капитализма. силятся объяснить подобное поведение, не вписывающееся в систему ложных представлений о безжалостном индивидуализме, изобретая некий код удачливости. Демонстрируя покупки, человек якобы показывает свое материальное превосходство над другими (.А у вас такого нет.). На самом деле везучий покупатель действует как особь-фуражер, информирующая свою колонию о богатом источнике пищи. Демонстрация покупок действительно повышает статус человека в глазах окружающих, поскольку он теперь представляется более опытным, искушенным в приобретении вещей. Равняйтесь на,меня, как бы говорит такой человек, который хочет, чтобы коллектив последовал его примеру и затем восславил мудрость. советчика. Разумеется, принятие подобных решений происходит на уровне инстинктов.
Слабым, нерешительным и неактивным прохожим промоутер обязан тем более внушить мысль о необходимости совместного шопинга. Посещение магазина с другом или родственником увеличит шансы сделать правильную покупку. Каждое робкое возражение потенциального покупателя типа.я не знаю... наверное...• должно встречать неприкрытый энтузиазм промоутера: ведите с собой помощника, тогда оба останетесь в выигрышеl К слову, у робкого человека непременно есть хотя бы один знакомый, время от времени помогающий ему сделать выгодную покупку.
Очень важно помнить, что основное свойство любого общения - избыточность передаваемой информации. Это научное положение нашло блестящее подтверждение у этологов. Даже пчелы, передающие друг другу сигналы о богатых нектаром цветах, сообщают намного больше, чем необходимо. То есть насекомые... сплетничают!
Склонность сплетничать заложена в природе человека, причем судачить одинаково любят как женщины, так и мужчины. У представительниц слабого пола данная наклонность более заметна, поскольку в их разговорах отсутствует внутренняя логика, вдобавок дамский диалог представляет собой два встречных беспрерывных потока информации (обе собеседницы говорят, почти не переставая, хотя прекрасно слышат друг /друга). У мужчин объем избыточной информации почти всегдa больше, чем у женщин, но диалог лишен тех свойств, как у женщин, он более логичен и упорядочен по структуре, отчего производит впечатление не сплетен, а разговора о «важных материях".
Избыточность информации подсказывает необходимость для промоутера донести до прохожего какую-нибудь историю при первой же возможности. Продуктивность рекламных историй недвусмысленно вытекает из предыдущего рассказа. В обязанность штатных маркетологов и психологов непременно вме-
ИнтригующиА | ИЭJlожение МЯ женщин | ИЭJlожение МЯ мужчин |
момент | ||
Завязка | У одной женщины появилась | У одного мужчины |
потребность в таком-то | Появилась потребность в | |
товаре | Таком-то товаре | |
Сексуальный | Намек на появление | Намек на появление |
момент | перспективного поклонника и | Подружки |
даже на удачное замужество | ||
Выгода | В кошельке почти не | В кошельке сохранились |
убавилось денег | Почти все деньги | |
Мораль | Хорошая покупка делается в | Хорошая покупка |
этом магазине | Делается в этом магазине | |
Мотив | Идти покупать вместе с | Рассказать другу, чтобы |
подругой | Купил себе то же самое |
Таблица 12. Конструктор рекламных историй
·няется сочинение.peкламного фольклора., а менеджер "кадровик" впоследствии проследит за тем, чтобы промоутеры выучили наизусть эти сочинения в ходе тренингов. Принципы построения рекламных историй удобно в обобщенном виде свести в особую схему - конструктор (см. таблицу 12).
Составить интересный рассказ по данной схеме нетрудно, если проявить фантазию и знание целевой аудитории. Например, девymке-промоутеру нужно разрекламировать средство для мытья окон перед сорокалетней женщиной с достатком ниже среднего. Творение маркетолога, оптимaльное в данной ситуации, может принять следующий вид:
Моя тетя - она убирается у -новых русских. - однажды полгорода обежaла чтобы найти nодходящее средство для мытья окон. Обычные средства хозяев не устраивали, так как оставляют следы. Тогда тетя о6ратилась за советом к соседу, неженатому мужику, к которому давно уже втайне питает симпaтию. Работник автомойки Геннадьевич умеет заставить любое авто блестеть бесценным бриллиантом. Геннадьевич ответил, как отрезал: «средство _икс». Хозяину, к счастью, понравилось. Он даже тете оклад nовысил. А ока теперь у себя дома только им и пользуется, так как цена позволяет.
Эта ИСТОРИЯ нуждается в кратком комментарии. Прежде всего ее героиня - именно тетка или любая дрyrая старшая родственница, но не мама, поскольку упоминание мамы в таком контексте звучит неправдоподобно. Далее следует упомянуть, что.обычные средства. не устраивают не саму покупательницу, а мужа, свекровь, новорусского барина. или другое третье лицо. Peклaмa стиральных пороmков притупила у покупателей интерес ко всему, что противопоставляется.обычным средствам. (и появление на прилавках ходкого товара под маркой «Обычный порошок» - яркое тому доказательство). Поэтому на здравомыслящую женщину не произведет впечатления рассказ, в котором главная героиня ищет особый товар по собственной прихоти. Вот самодурство • нового русского. или насмешки заклятой подруги - совсем дрyгoe дело. Этому верят охотно, и.тетку. даже жалеют.
Сексуальный подтекст в рассказе обязателен. Реальная жизнь - та, которая бурлит за стенами агентства маркетинговых коммуникаций, - держится на взаимоотношениях полов. Особые случаи требуют того, чтобы сексуальный элемент в сюжете выдвигался на первое место - на него делается основная ставка. Целевые аудитории среди женщин, к которым применим такой подход, включают в себя лиц в возрасте 17-22 лет, 30-35 лет, 45-65 лет.
Возраст от 17 до 22 лет является заключительной фазой гиперсексуальности и периодом активного поиска подходящей партии для образования семьи. После 22 лет молодая женщина обычно находит себе партнера, с которым в принципе можно создать семью, поэтому острота темы несколько снижается. В возрасте от 30 до 35 лет многие женщины либо оказываются разведены, либо сталкиваются с изменой мужа, либо испытывают неудовлетворение сексуальной жизнью из-за рутины в отношениях с супругом. Понятно, что в эти годы их интерес к эротическим темам в рекламе повышен. В возрасте от 55 до 65 лет среднестатистическая женщина либо оказывается вдовой, либо становится свидетельницей угасания либидо у мужа (тогда как у самой женщины наступление менопаузы вовсе не означает сексуальной инволюции, а нередко и отодвигает ее).
Изложенная выше история, как видно, поливариантна.
Представим себе, что девyшка-промоутер рассказывает покупательнице, молодой женщине (моложе 30 лет) о средстве депиляции. В этом случае главной героиней становится старшая сестра. Она готовится к романтическому свиданию, но ехидная подруга весьма нескромно обращает внимание на растительность на ногах женщины. Похоже, что обычные средства подвели. Но что поможет? Сестра обзванивает других подружек. Одна из них как-то раз покупала в рекламируемом магазине и даже получила подарок. Следует приобретать косметику и гигиенические средства здесь и только здесь. Продавцы-консультанты помогут направить выбор и не дадут допустить досадной ошибки. 3а кадром. остается то, как счастливая сестра полетела на свидание соблазнять кого-то безукоризненными ножками: данная возрастная категория не предполагает упор на интенсивную эксплуатацию сексуального компонента в сюжете.
Целевые аудитории среди представителей сильного пола, сильно интересующиеся эротическим моментом в рекламе, представлены в первую очередь лицами одной из следующих возрастных категорий: 17-21 год, 29-37 лет, 45-55 лет. К первой категории относятся очень молодые мужчины, для которых завершается стадия юношеской гиперсексуальности и начинается период стабильной половой жизни. Представители второй категории склонны искать сексуальное разнообразие, активно флиртуют со знакомыми и незнакомыми женщинами и хотя бы в мыслях изменяют супруге. Представители третьей категории вступают в первую фазу сексуальной инволюции и поэтому склонны гипертрофировать свои сексуальные.возможности.
Рекламная история строится посредством аналогичного конструктора, но она более лаковична и экспрессивна содержит больше конкретики касательно свойств предлагаемого товара. К примеру, сообщение для мужчин в возрасте около 30-35 лет о престижном бритвеввом наборе допустимо представить в следующем виде:
Мой сосед на днях метался - не мог решить, каким станком лучше бриться. Его новая nодружка - дама очень взыскательная. Сама как фотомодель, и требования такие же. У меня, говорит, кожа после глубокой очистки, nилинга, лифтинга и «тэ дэ», а тут ты со своей щетиной. Придирь, конечно. Как только сосед по.моей nодсказке достал бритву «С», краcomкa сразу всем стала довольна. Воркует целыми днями, ошалела, что ради нее уже "элитный станок" себе купил.
Эта история тоже поливариавтва и подлежит значительному улучшению за счет.mлифовки сюжета, изобразительных средств, лексики и т. д. Успех текста зависит от того, насколько полно учтены при его составлении результаты маркетингoвого исследования.
В завершение темы стоит сказать, что рекламные истории более всего необходимы промоутерам, распространяющим пробники, ходящим по офисам или раздающим сувениры (памятные подарки), поскольку такие промоутеры в силу специфичности своей роли вступают в живой диалог с потребителем, причем выступают в этом диалоге активной стороной.
Завершает список форм промоутерского поведения, стимулирующих активность потребителей, комплекс действий, который вызывает.волну возбуждения •.• волной возбуждения. называется в этологии реакция больших масс потребителей, которые стремятся. изменить место жительства или, по меньшей мере, традиционные маршруты, чтобы держаться поближе к источнику материальных благ. Исторически роль эпицентра.волн возбуждения. играют промышленный, деловой и коммерческий центры города.
Промышленный центр связан с группой заводов, нередко образующих район или микрорайон (часто так и называемый Заводским). Деловой центр связан с группой банков, административных зданий и нотариальных контор, которая в постсоветское время.обросла. представительствами крупных компаний. Коммерческий центр связан с исторически наиболее значимыми в торговом отношении точками, в первую очередь с крупнейшим колхозным рынком города. Во многих городах есть целые улицы - галереи больших магазинов. Со старыми рынками не без успеха соперничают по популярности супермаркеты, выросшие в постсоветское время.
Понятно, что через улицы, находящиеся внутри названных центров, протекает основной человеческий поток. Если предпринимателю удастся арендовать помещение на территории одного из центров (желательно на участке потока с максимальной плотностью), то это будет означать гарантию доходности бизнеса. Гораздо труднее тем, кто оказался на городской периферии: таким предпринимателям приходится громко заявлять о себе. Рекламисту необходимо так спланировать промо-акцию, чтобы в результате родилась.волна возбуждения., которая изменит течение одного из стабильных людских потоков, увеличив протекание через территорию в окрестностях магазина-заказчика большего числа людей.
Добиться этого невероятно трудно, почти невозможно.
И все-таки в арсенале рекламистов имеется несколько трюков, посредством которых удается отчасти улучшить позиции магазина на рынке. С этой целью необходимо воодушевить потребителей на смену привычного маршрута общественного транспорта. Иными словами, нужно уговорить всех, кто ездил девятым трамваем, дружно пересесть на десятый автобус. Наиболее оригинальный выход в создавшейся ситуации ~ демонстрировать такое поведение, которое потребители захотят скопировать.
С этой целью рекламист выпускает на улицы промоутеров с авоськами и листовками, на которых напечатана карта города (подробнее см. главу 2). Промоутеры раздают листовки и в качестве рекламного обращения произносят:.Столько всего почти задаром! Хорошо, что поехал "пятеркой" до остановки "Улица Гоголя"!. или.Там все есть! И туда до смешного легко добраться - "пятеркой" до остановки "Улица Гоголя", даже ребенок путь найдет •. Естественно, предложенный здесь текст - грубый эскиз, отшлифовать который получится лишь с учетом местной, топологии и специфики товара.
Обратим лишь внимание на тот нюанс, что упоминание ребенка в речи и на листовке может сослужить хорошую службу. Взрослые. большую часть времени проводят на работе. Если их ребенок достаточно самостоятелен, то он, возвращаясь из школы, сам ходит по магазинам и делает кое-какие закупки (обычно по списку, составленному мамой). Когда мама будет твердо знать о существовании магазина, куда легко - без лишних пересадок и без движения по опасным улицам - доберется ее ребенок, она станет наставлять его ехать из школы сразу тем маршрутом, который ведет к разрекламированному магазину, а оттуда уже добираться домой.