Порядок из хаоса

И все же при управлении персоналом требуется держать во внимание тот малоприятный факт, что в промоутеры идут пре­имущественно неорганизованные лица, а именно - молодежь, неготовая к упорному труду, неисполнительная, несерьезная и непунктуальная. На каждого отдельного работника бывает трудно положиться. И тем не менее имеет, есть немало шансов со­здать из массы неорганизованных людей надежный и безупреч­но работающий коллектив, внутри которого сотрудники смогут совершенствоваться, повышать профессиональные навыки, ов­ладевать новыми профессиями.

Следует знать, что в благоприятной среде человеку стоит хо­тя бы единожды пересилить себя и сделать шаг вперед на пути к карьерному росту, как остановиться такой человек уже вряд ли сможет (исключением является случай, когда по вине самого руководителя коллектив вышел из-под контроля и разложился, деморализовав даже самых лучших сотрудников). Исправно функционирующий коллектив исправляет ошибки отдельных работников, повышает дисциплинированность всех и каждого, укрепляет слабые звенья., закладывает в людей стремление к успеху и актуализации (то есть реализации своего творческого потенциала).

Немало поспособствует в этом теория детерминированного хаоса, согласно которой из любого беспорядка рано или поздно рождается порядок. Сказанное легко проиллюстрировать на примере. В магазине движется толпа покупателей. Действия каждого отдельного человека непредсказуемы, поэтому масса людей в целом является беспорядочной, не имеющей внутрен­ней структуры, в отличие от строя солдат. Но основная доля клиентов обязательно проделает путь от полок с товарами к кас­се. И чем больше будет толпа, тем многочисленнее окажется оче­редь у кассы и тем выше процентное отношение лиц, сделавших покупку. Следовательно, при увеличении беспорядка создаются большие условия для упорядоченности.

Наступление абсолютного беспорядка в системе не произой­дет никогда, если не случится вмешательства извне, сопровож­даемого большими затратами времени, средств и энергии. Ины­ми словами, абсолютный беспорядок противоречит природе, по­скольку может создаваться исключительно искусственным пу­тем. От рекламиста требуется знать специфику возникновения и роста упорядоченности в неорганизованной массе, чтобы на­править деятельность промоутеров в нужном ключе.

В первую очередь рекламист должен готовить себя к высо­кой мобильности и даже текучести кадров в таком коллективе.

Мобильность, то есть изменение графика по тем или иным при­чинам (болезнь, прогул, опоздание и т. д.), всегда выше теку­чести и доставляет больше хлопот: хуже, когда работник чис­лится в штате и подводит, чем когда он попросту внезапно увольняется. Поэтому нужно планировать акции с учетом мо­бильности и в известной мере стимулировать ее, создавать для нее условия.

Мобильность, оказавшаяся в благоприятной среде, неопас­на, потому что подконтрольна. Ее исход прогнозируем и зачас­тую направляем самим хозяином агентства. Один из верных способов приручить мобильность - позволить промоутерам сво­бодно отменять свою кандидатуру накануне запланированной акции. Если промоутер знает о возможности безнаказанно от­казаться от участия в акции, то в большинстве случаев смело предупредит о своем отказе заранее. Это позволит вовремя свя­заться с резервными сотрудниками и вывести кого-либо из них на улицу.

Промоутеры должны ощущать ответственность без принуж­дения. От них требуется хорошо выполнить ту работу, за кото­рую они взялись, но при этом всегда есть шанс сбросить с себя эту ответственность, не приняв участия в очередной промо-акции. Такая свобода разряжает обстановку, помогает промоутеру медленно, шаг за шагом привыкнуть к ответственному поведе­нию, ощутить себя сотрудником, на которого полагаются. Сво­бодный труд способствует тому, что работник получает удоволь­ствие сначала от легких денег, затем - от возможности побыть в коллективе, а после - от доверия со стороны других работни­ков, в первую очередь вышестоящих, связанных с управлением.

Другой фактор мнимого усиления хаотичности заключается в произвольном, творческом отношении к фразам. Работник обязан проявлять активность, обязан стремиться к общению с прохожими, обязан донести до них рекламу - на этом его обя­занности заканчиваются. В дальнейшем промоутер имеет пол­ное право импровизировать, фантазировать, создавать свои кли­ше речи и поведения. Рекламисту важен результат акции- на­плыв покупателей в магазин. Каким образом удалось достичь этого эффекта, не суть важно.

Супервайзеры, контролирующие работу промоутеров, должны докладывать о нарушениях трудовой дисциплины, но вместе с тем описывать ценные находки, сделанные сотруд­никами в ходе акции. За здравую инициативу работников над­лежит награждать, стимулируя их умеренный произвол. Тем са­мым эффект от проводимых мероприятий возрастет, а это озна­чает, что из беспорядка вновь родился порядок.

Штатный психолог должен регулярно устраивать тренин­ги и деловые игры с промоутерами, чтобы сотрудники приучи­лись распознавать полезную инициативу от вредной самодея­тельности и вели себя на улицах адекватно, полагаясь при этом не на прямую указку сверху, а интуицию, чувство меры, врожденную тактичность и опыт, приобретенный в ходе учеб­ных тренировок.

Полезно приучить сотрудника эксплуатировать такие внут­ренние ресурсы, как доброжелательность и сила убеждения. Ка­ким образом промоутер станет эксплуатировать эти ресурсы, рекламиста совершенно не касается: здесь работник действует как хозяин самому себе. Чем свободнее труд, тем более хаотиче­ским он кажется со стороны - но вместе с тем он более плодотво­рен и повышает сознательность работника, который начинает ясно видеть свой вклад в общее дело.

Третий действенный способ обуздать хаос, не уничтожая его напрямую, состоит в искусственном, надуманном разграничении функций между промоутерами с последующим свободным выбо­ром каждой из функций. Разделение труда между промоутерами осуществляется за счет выделения определенных ролей.

По географическому признаку уместно выделить следую­щие роли: 1) работает у входа в магазин; 2) двигается по улице в пределах одного квартала, близ магазина; 3) двигается по оп­ределенной улице в пределах 3-4 кварталов; 4) занимает опреде­ленную точку далеко от магазина, но в том же районе; 5) занима­ет точку в другом районе города (не в том, где находится мага­зин); 6) обходит офисы по списку адресов (или разносит рекла­моносители по почтовым ящикам в жилых домах).

Географический фактор играет зачастую ведущую роль, по­скольку степень мобильности у разных людей различна. Неко­торые недостаточно мобильны и плохо знают город, другие хоро­шо знают город и обладают средней мобильностью, третьи обла­дают высокой мобильностью и хорошей ориентировкой, что компенсирует даже недостаточное знание иных районов. Следу­ет по возможности предоставлять промоутерам право выбора той роли, которая в большей степени соответствует их мобиль­ности. Естественно, высокомобильных работников необходимо стимулировать в пользу выбора ролей N2 4-6.

По виду активности промоутеры различаются на тех, кто: 1) распространяет традиционные рекламоносители; 2) надевает ростовые фигуры; 3) работает с микрофоном; 4) демонстрирует образцы одежды; 5) танцует; 6) раздает пробники товаров; 7) работает с анкетой (совершает опрос в ходе маркетингового исследования, проводимого АМК). Понятно, что предпочти­тельный вид активности определяется коммуникабельностью человека, то есть его способностью вступить в общение, поддер­живать общение, быть приятным и обходительным, а также умением подавлять скромность и нерешительность во время вербального и визуального контакта с незнакомцем. Мини­мальные требования предъявляются к роли N2 1, а в дальней­шем они возрастают.

Повышение ответственности предполагает прием на работу целеустремленной молодежи. То есть рекламист формирует штат, исходя из того, что определенный круг лиц будет иметь повышенную заинтересованность в том, чтобы выполнять зада­ния агентства. Поэтому в число промоутеров, выполняющих некоторые специфические ролевые функции, показано наби­рать будущих профильных специалистов в сфере экономики во­обще и рекламного бизнеса в частности. Конкурс на вакантные должности надлежит проводить среди учащихся вузов по спе­циальностям психолог и маркетолог. Также имеет смысл отби­рать промоутеров среди слушателей курсов сценического мас­терства (цирковые и театральные училища) и танца (танцеваль­ные школы).

С этой целью в любой местной газете, предлагающей список вакансий, а также в сети Интернет дается объявление, напри­мер, такого образца:.Требуются студенты-психологи на инте­ресную работу (ВОЗМОЖНОСТЬ СТАЖИРОВКИ) •. Рекламное агентство очень выгодно для будущих психологов, маркетоло­гов, журналистов, танцоров и актеров именно тем, что позволя­ет им пройти стажировку и попрактиковаться, увидеть себя в деле, обрести ценный трудовой опыт в.полевых условиях •. И в рекламном объявлении и во время собеседования с молодым человеком (девушкой) ему нужно разъяснять несомненную вы­году, которую скрывает работа промоутера.

Разумеется, будущим профессионалам не подойдут простые роли (N2 1). Актеру и танцору больше понравятся роли N2 2-5, требующие динамизма в поведении, творческого подхода и де­монстрации профессиональных качеств. Психологу, маркетоло­гу и журналисту подойдут роли М 6-7, связанные с непосредст­венным воздействием на потенциального клиента. В ходе вы­полнения означенных функций, будущий профессионал культивирует свое мастерство общения, готовится к тем трудам, ко­торые ждут его по завершении учебы.

Агентству очень выгодно обращаться к профильным студен­там. Во-первых, далеко не всякий профессиональный, состояв­шийся психолог (маркетолог и т. д.) согласится бегать по улицам в качестве промоутера. Этот человек ориентирован на более серь­езную карьеру, пусть даже связанную с рекламным бизнесом. За­то студент-психолог на это охотно согласится. Платить студенту как профессионалу необязательно, что выгодно для агентства.

Однако такой учащийся располагает знаниями и несет в голове общую концепцию своей будущей профессии, а это уже очень важно для рекламиста. Действия студента лишены такого изя­щества и точности, как действия опытного специалиста, но они более слаженны и точны, чем действия, например, юноши, кото­рый нигде не учится или учится на географическом факультете.

Не вызывает сомнений то утверждение, что студенты, кото­рым идеально подходят перечисленные роли, будут действовать с большей ответственностью. Эта молодежь живо заинтересова­на в своем успехе на данном поприще, а потому действует более старательно и проявляет изрядную оригинальность, инициатив­ность. Каждый студент понимает, что стал обладателем шанса отточить свое мастерство, показать свои знания, получить рекомендательное письмо (рекламист обязательно должен выдавать будущим профи рекомендательные письма), сделать первый шаг к блестящей карьере.

Нигде не учащийся юноша или студент географического фа­культета - в подавляющем большинстве случаев лицо безответ­ственное и незаинтересованное. Он видит в работе промоутера лишь источник небольшого разового заработка, мелкую подра­ботку, которая не требует ни старательности, ни каких-либо на­выков. О профессиональном росте в рекламе такой человек явно не помышляет, даже если обрисовать ему самые радужные пер­спективы.

Очевидно, что оклад будущих профи должен заметно пре­восходить оклад прочих промоутеров (кроме ЗОЛОТОГО фонда.). Таким образом, эти сотрудники автоматически переводятся на второй уровень иерархии сразу по зачислению в штат.

Необходимо отметить, что и для самого рекламиста выгоды вовсе не исчерпываются повышением трудовой дисциплины и высокой отдачей от работников. Из будущих профи формиру­ется мощный резерв, который придет на замену специалистам, составляющим МОЗГОВОЙ центр. организации сегодня. Ни для

. кого не секрет, что в малых фирмах отмечается высокая теку­честь кадров на всех уровнях иерархии, даже среди управляю­щего состава.

Работники МОЗГОВОГО центра. очень капризны. Психологи и маркетологи в основной своей массе перебегают с места на место в надежде попасть в конечном итоге в какую-нибудь большую солидную корпорацию, где одна консультация в месяц rapaнти­рует едва ли не миллионный оклад. Этот капиталистический миф крайне невыгоден директорам мелких фирм, однако против жиз­ненных реалий спорить бесполезно: нужно просто готовиться к предстоящему бегству штатного психолога или маркетолога.

Очень хорошо, когда их - пришедших в АМК со стороны ­можно без проблем заменить.выращенными. в собственном коллективе специалистами, познавшими тонкости работы дан­ной, конкретной организации со студенческой скамьи. Практи­ческий опыт психолога (маркетолога), получившего диплом во время работы в рекламной фирме, для руководства этой фирмы намного ценнее, чем опыт.перебежчика., который сидит в каждой из сотни смененных им организаций по пять минут в среднем. Спорить с этим утверждением никто не станет. Даже если АМК удастся сохранить. мозговой центр., поскольку в нем не будут работать «бегунки., то дополнительный психолог или маркетолог все равно не окажутся лишними: ведь защита дип­лома будет иметь место лишь спустя год или даже три года. К то­му времени прогрессивно развивающаяся фирма значительно вырастет. Запомним: когда агентство рассчитывает победить в конкурентной борьбе, оно развивается и крепнет также за счет людских ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: