И все же при управлении персоналом требуется держать во внимание тот малоприятный факт, что в промоутеры идут преимущественно неорганизованные лица, а именно - молодежь, неготовая к упорному труду, неисполнительная, несерьезная и непунктуальная. На каждого отдельного работника бывает трудно положиться. И тем не менее имеет, есть немало шансов создать из массы неорганизованных людей надежный и безупречно работающий коллектив, внутри которого сотрудники смогут совершенствоваться, повышать профессиональные навыки, овладевать новыми профессиями.
Следует знать, что в благоприятной среде человеку стоит хотя бы единожды пересилить себя и сделать шаг вперед на пути к карьерному росту, как остановиться такой человек уже вряд ли сможет (исключением является случай, когда по вине самого руководителя коллектив вышел из-под контроля и разложился, деморализовав даже самых лучших сотрудников). Исправно функционирующий коллектив исправляет ошибки отдельных работников, повышает дисциплинированность всех и каждого, укрепляет слабые звенья., закладывает в людей стремление к успеху и актуализации (то есть реализации своего творческого потенциала).
|
|
Немало поспособствует в этом теория детерминированного хаоса, согласно которой из любого беспорядка рано или поздно рождается порядок. Сказанное легко проиллюстрировать на примере. В магазине движется толпа покупателей. Действия каждого отдельного человека непредсказуемы, поэтому масса людей в целом является беспорядочной, не имеющей внутренней структуры, в отличие от строя солдат. Но основная доля клиентов обязательно проделает путь от полок с товарами к кассе. И чем больше будет толпа, тем многочисленнее окажется очередь у кассы и тем выше процентное отношение лиц, сделавших покупку. Следовательно, при увеличении беспорядка создаются большие условия для упорядоченности.
Наступление абсолютного беспорядка в системе не произойдет никогда, если не случится вмешательства извне, сопровождаемого большими затратами времени, средств и энергии. Иными словами, абсолютный беспорядок противоречит природе, поскольку может создаваться исключительно искусственным путем. От рекламиста требуется знать специфику возникновения и роста упорядоченности в неорганизованной массе, чтобы направить деятельность промоутеров в нужном ключе.
В первую очередь рекламист должен готовить себя к высокой мобильности и даже текучести кадров в таком коллективе.
Мобильность, то есть изменение графика по тем или иным причинам (болезнь, прогул, опоздание и т. д.), всегда выше текучести и доставляет больше хлопот: хуже, когда работник числится в штате и подводит, чем когда он попросту внезапно увольняется. Поэтому нужно планировать акции с учетом мобильности и в известной мере стимулировать ее, создавать для нее условия.
|
|
Мобильность, оказавшаяся в благоприятной среде, неопасна, потому что подконтрольна. Ее исход прогнозируем и зачастую направляем самим хозяином агентства. Один из верных способов приручить мобильность - позволить промоутерам свободно отменять свою кандидатуру накануне запланированной акции. Если промоутер знает о возможности безнаказанно отказаться от участия в акции, то в большинстве случаев смело предупредит о своем отказе заранее. Это позволит вовремя связаться с резервными сотрудниками и вывести кого-либо из них на улицу.
Промоутеры должны ощущать ответственность без принуждения. От них требуется хорошо выполнить ту работу, за которую они взялись, но при этом всегда есть шанс сбросить с себя эту ответственность, не приняв участия в очередной промо-акции. Такая свобода разряжает обстановку, помогает промоутеру медленно, шаг за шагом привыкнуть к ответственному поведению, ощутить себя сотрудником, на которого полагаются. Свободный труд способствует тому, что работник получает удовольствие сначала от легких денег, затем - от возможности побыть в коллективе, а после - от доверия со стороны других работников, в первую очередь вышестоящих, связанных с управлением.
Другой фактор мнимого усиления хаотичности заключается в произвольном, творческом отношении к фразам. Работник обязан проявлять активность, обязан стремиться к общению с прохожими, обязан донести до них рекламу - на этом его обязанности заканчиваются. В дальнейшем промоутер имеет полное право импровизировать, фантазировать, создавать свои клише речи и поведения. Рекламисту важен результат акции- наплыв покупателей в магазин. Каким образом удалось достичь этого эффекта, не суть важно.
Супервайзеры, контролирующие работу промоутеров, должны докладывать о нарушениях трудовой дисциплины, но вместе с тем описывать ценные находки, сделанные сотрудниками в ходе акции. За здравую инициативу работников надлежит награждать, стимулируя их умеренный произвол. Тем самым эффект от проводимых мероприятий возрастет, а это означает, что из беспорядка вновь родился порядок.
Штатный психолог должен регулярно устраивать тренинги и деловые игры с промоутерами, чтобы сотрудники приучились распознавать полезную инициативу от вредной самодеятельности и вели себя на улицах адекватно, полагаясь при этом не на прямую указку сверху, а интуицию, чувство меры, врожденную тактичность и опыт, приобретенный в ходе учебных тренировок.
Полезно приучить сотрудника эксплуатировать такие внутренние ресурсы, как доброжелательность и сила убеждения. Каким образом промоутер станет эксплуатировать эти ресурсы, рекламиста совершенно не касается: здесь работник действует как хозяин самому себе. Чем свободнее труд, тем более хаотическим он кажется со стороны - но вместе с тем он более плодотворен и повышает сознательность работника, который начинает ясно видеть свой вклад в общее дело.
Третий действенный способ обуздать хаос, не уничтожая его напрямую, состоит в искусственном, надуманном разграничении функций между промоутерами с последующим свободным выбором каждой из функций. Разделение труда между промоутерами осуществляется за счет выделения определенных ролей.
По географическому признаку уместно выделить следующие роли: 1) работает у входа в магазин; 2) двигается по улице в пределах одного квартала, близ магазина; 3) двигается по определенной улице в пределах 3-4 кварталов; 4) занимает определенную точку далеко от магазина, но в том же районе; 5) занимает точку в другом районе города (не в том, где находится магазин); 6) обходит офисы по списку адресов (или разносит рекламоносители по почтовым ящикам в жилых домах).
|
|
Географический фактор играет зачастую ведущую роль, поскольку степень мобильности у разных людей различна. Некоторые недостаточно мобильны и плохо знают город, другие хорошо знают город и обладают средней мобильностью, третьи обладают высокой мобильностью и хорошей ориентировкой, что компенсирует даже недостаточное знание иных районов. Следует по возможности предоставлять промоутерам право выбора той роли, которая в большей степени соответствует их мобильности. Естественно, высокомобильных работников необходимо стимулировать в пользу выбора ролей N2 4-6.
По виду активности промоутеры различаются на тех, кто: 1) распространяет традиционные рекламоносители; 2) надевает ростовые фигуры; 3) работает с микрофоном; 4) демонстрирует образцы одежды; 5) танцует; 6) раздает пробники товаров; 7) работает с анкетой (совершает опрос в ходе маркетингового исследования, проводимого АМК). Понятно, что предпочтительный вид активности определяется коммуникабельностью человека, то есть его способностью вступить в общение, поддерживать общение, быть приятным и обходительным, а также умением подавлять скромность и нерешительность во время вербального и визуального контакта с незнакомцем. Минимальные требования предъявляются к роли N2 1, а в дальнейшем они возрастают.
Повышение ответственности предполагает прием на работу целеустремленной молодежи. То есть рекламист формирует штат, исходя из того, что определенный круг лиц будет иметь повышенную заинтересованность в том, чтобы выполнять задания агентства. Поэтому в число промоутеров, выполняющих некоторые специфические ролевые функции, показано набирать будущих профильных специалистов в сфере экономики вообще и рекламного бизнеса в частности. Конкурс на вакантные должности надлежит проводить среди учащихся вузов по специальностям психолог и маркетолог. Также имеет смысл отбирать промоутеров среди слушателей курсов сценического мастерства (цирковые и театральные училища) и танца (танцевальные школы).
|
|
С этой целью в любой местной газете, предлагающей список вакансий, а также в сети Интернет дается объявление, например, такого образца:.Требуются студенты-психологи на интересную работу (ВОЗМОЖНОСТЬ СТАЖИРОВКИ) •. Рекламное агентство очень выгодно для будущих психологов, маркетологов, журналистов, танцоров и актеров именно тем, что позволяет им пройти стажировку и попрактиковаться, увидеть себя в деле, обрести ценный трудовой опыт в.полевых условиях •. И в рекламном объявлении и во время собеседования с молодым человеком (девушкой) ему нужно разъяснять несомненную выгоду, которую скрывает работа промоутера.
Разумеется, будущим профессионалам не подойдут простые роли (N2 1). Актеру и танцору больше понравятся роли N2 2-5, требующие динамизма в поведении, творческого подхода и демонстрации профессиональных качеств. Психологу, маркетологу и журналисту подойдут роли М 6-7, связанные с непосредственным воздействием на потенциального клиента. В ходе выполнения означенных функций, будущий профессионал культивирует свое мастерство общения, готовится к тем трудам, которые ждут его по завершении учебы.
Агентству очень выгодно обращаться к профильным студентам. Во-первых, далеко не всякий профессиональный, состоявшийся психолог (маркетолог и т. д.) согласится бегать по улицам в качестве промоутера. Этот человек ориентирован на более серьезную карьеру, пусть даже связанную с рекламным бизнесом. Зато студент-психолог на это охотно согласится. Платить студенту как профессионалу необязательно, что выгодно для агентства.
Однако такой учащийся располагает знаниями и несет в голове общую концепцию своей будущей профессии, а это уже очень важно для рекламиста. Действия студента лишены такого изящества и точности, как действия опытного специалиста, но они более слаженны и точны, чем действия, например, юноши, который нигде не учится или учится на географическом факультете.
Не вызывает сомнений то утверждение, что студенты, которым идеально подходят перечисленные роли, будут действовать с большей ответственностью. Эта молодежь живо заинтересована в своем успехе на данном поприще, а потому действует более старательно и проявляет изрядную оригинальность, инициативность. Каждый студент понимает, что стал обладателем шанса отточить свое мастерство, показать свои знания, получить рекомендательное письмо (рекламист обязательно должен выдавать будущим профи рекомендательные письма), сделать первый шаг к блестящей карьере.
Нигде не учащийся юноша или студент географического факультета - в подавляющем большинстве случаев лицо безответственное и незаинтересованное. Он видит в работе промоутера лишь источник небольшого разового заработка, мелкую подработку, которая не требует ни старательности, ни каких-либо навыков. О профессиональном росте в рекламе такой человек явно не помышляет, даже если обрисовать ему самые радужные перспективы.
Очевидно, что оклад будущих профи должен заметно превосходить оклад прочих промоутеров (кроме ЗОЛОТОГО фонда.). Таким образом, эти сотрудники автоматически переводятся на второй уровень иерархии сразу по зачислению в штат.
Необходимо отметить, что и для самого рекламиста выгоды вовсе не исчерпываются повышением трудовой дисциплины и высокой отдачей от работников. Из будущих профи формируется мощный резерв, который придет на замену специалистам, составляющим МОЗГОВОЙ центр. организации сегодня. Ни для
. кого не секрет, что в малых фирмах отмечается высокая текучесть кадров на всех уровнях иерархии, даже среди управляющего состава.
Работники МОЗГОВОГО центра. очень капризны. Психологи и маркетологи в основной своей массе перебегают с места на место в надежде попасть в конечном итоге в какую-нибудь большую солидную корпорацию, где одна консультация в месяц rapaнтирует едва ли не миллионный оклад. Этот капиталистический миф крайне невыгоден директорам мелких фирм, однако против жизненных реалий спорить бесполезно: нужно просто готовиться к предстоящему бегству штатного психолога или маркетолога.
Очень хорошо, когда их - пришедших в АМК со стороны можно без проблем заменить.выращенными. в собственном коллективе специалистами, познавшими тонкости работы данной, конкретной организации со студенческой скамьи. Практический опыт психолога (маркетолога), получившего диплом во время работы в рекламной фирме, для руководства этой фирмы намного ценнее, чем опыт.перебежчика., который сидит в каждой из сотни смененных им организаций по пять минут в среднем. Спорить с этим утверждением никто не станет. Даже если АМК удастся сохранить. мозговой центр., поскольку в нем не будут работать «бегунки., то дополнительный психолог или маркетолог все равно не окажутся лишними: ведь защита диплома будет иметь место лишь спустя год или даже три года. К тому времени прогрессивно развивающаяся фирма значительно вырастет. Запомним: когда агентство рассчитывает победить в конкурентной борьбе, оно развивается и крепнет также за счет людских ресурсов.