Социальная работа с молодежью как одно из направлений теории и практики социальной работы

Социальная работа как профессиональная деятельность и теория появилась в начале 20 века. Одна из первых теоретические и методологические аспекты социальной работы были предложена М. Ричмонд, основавшей диагностическую школу социальной работы и изложены в её основном труде «Социальные диагнозы» (1917).

«Социальная работа» как теория, сфера деятельности и профессия в России стали развиваться лишь в конце 80-х гг. ХХ в. В советское время функции социальных работников выполняли, в основном, представители профсоюзов, а также работники различных ведомств социальной сферы.

Социальная работа является междисциплинарной областью знаний. Возникнув в конце XIX века как практическая деятельность, социальная работа, в попытках объяснить полученные практические результаты стала применять в своей деятельности навыки психологии, педагогики, социологии, развивая собственный теоретический аппарат. Позднее, становление и развитие социальной работы как специфической деятельности и научной дисциплины потребовало использование методов и технологий других сфер деятельности, таких, как экономика, демография, криминология, психиатрия и т.д. Кроме того, деятельность социального работника обязывает его в совершенстве владеть навыками коммуникации, менеджмента, технологиями связи с общественностью и многими другими знаниями. Соединяя в себе черты различных профессий, социальная работа имеет интегральный характер, являясь результатом междисциплинарных исследований.

Социальная работа - специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Это профессиональная деятельность по улучшению качества жизни людей, усилению или восстановлению их возможностей социального функционирования. Под социальной работой понимается также влияние социального работника (процесс интервенции) на способности человека выполнять жизненные задачи, преодолевать стрессовые ситуации и реализовывать свои устремления и ценности в процессе социальных изменений.

Как наука социальная работа, называемая теорий социальной работы, представляет собой сферу человеческой деятельности, функции которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о социальной сфере и специфической социальной деятельности. Специфическая социальная деятельность – это профессиональная и общественная деятельность государственных, общественных и частных организаций (специалистов и активистов), направленная на решение социальных проблем отдельных лиц и групп лиц, нуждающихся в социальной защите и социальной помощи.

Научный метод в любой науке слагается в основном из четырех этапов:

1. формулировка и постановка проблемы, находящейся в центре интересов ученого. Эта проблема обычно предстает форме какого-то вопроса.

2. формулировка гипотезы - предположительный ответ на поставленную проблему, опирающийся на уже известные акты. Поэтому такой ответ всегда носит декларативный характер.

3. проверка гипотезы - выявление экспериментальным путем фактов, которые подтвердили ее или опровергли.

4. интерпретация экспериментальных данных с целью создания теории. Если какая-то теория уже существует, полученные данные, в случае их достаточной убедительности, позволят усовершенствовать ее или же пересмотреть, а может быть, и отбросить. Чаще всего этот четвертый этап приводит к новым гипотезам, которые в свою очередь позволяют продвинуть исследования дальше.

Исследование – постижение абсолютно нового, неизвестного никому.

Гипотеза – умозаключение, научное предположение, выдвинутое для объяснения каких-либо фактов (явлений, процессов), которое надо подтвердить или опровергнуть.

Закон – связь и взаимозависимость каких-либо явлений объективной реальности. Закономерность – соответствие закону

Теория - это, во-первых, система научных принципов и идей, обобщающих практический опыт и отражающих объективные законы природы, общества и мышления (наиболее высокая форма обобщенного знания по сравнению с гипотезой и законом) и, во-вторых, совокупность обобщающих положений, образующих науку или какой-либо раздел науки

Уровни теории

1. Теории нижнего уровня предполагают прямое объяснение эмпирическихданных.

2. Теории среднего уровня не прямо соотносят общие, или универсальные, высказывания о предполагаемых законах с уровнем эмпирических данных. Они позволяют выдвигать гипотетически мыслимые следствия, доступные эмпирической проверке и предстающие в виде. Теории этого уровня чаще всего используются в теории социальной работы как науке

3. Теории верхнего уровня - самой высокой степени общности (обобщенности). Эти теории обычно являются методологическим базисом развития тех или иных научных школ, в то время как сами по себе познавательные установки и методологические основания этих теорий не подлежат экспериментальной проверке.

Методология понимается двояко – как учение о научном методе познания (идеализм, материализм, дуализм) или как совокупность методов, применяемых в отдельных науках

Метод (греч. – путь, учение) – способ научного познания объекта или практической деятельности, реализующий познавательную позицию субъекта к объекту исследования. Методика - система и последовательность действий исследования, средств (инструментов, приборов, обстановки), позволяющая решить исследовательскую задачу.

Главное в любой науке – трактовка (объяснение и анализ) полученных фактов. Эта трактовка выражается в нескольких принципах – основополагающих положениях, предпосылках или концепциях, которые позволяют содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании методологии строить процедуры для получения фактического материала, его обобщения и интерпретации.

1. Принцип взаимодействия и развития.

2. Принцип детерминизма (причинности).

3. Принцип целостности - сохранение идентичности свойств объектов при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах. особому классу объектов – системам.

4. Принцип системности

5. Принцип активности. Возможность реализации (актуализации) накопленных взаимодействий

6. Принцип субъективности (понятие субъекта взаимодействия)

7. Принцип реконструкции. Определение отношений подобия между различными составляющими целостного взаимодействия, которые недоступны для непосредственной оценки, при помощи исследовательских процедур.

Теория социальной работы является полипарадигмальной наукой. Парадигма (с греч. – образец) – это тип исследования, принятый определенной группой специалистов за образец (Т. Кун, 1975). Включает в себя цель науки, методы и методики, систему критериев для оценки результатов исследования и базовые знания (методики, тории, факты). Эволюция научных знаний сводится к конкуренции и смены парадигм (образец, модель, пример).

Каждая наука имеет свой понятийный аппарат. Все понятийные компоненты социальной работы применимы к социальной работе с молодежью. Однако есть и специфические понятия, применяемые только в социальной работе с молодежью.

Социальная работа с молодежью – специфический вид профессиональной деятельности, направленный на жизнеобеспечение молодого поколения, а также на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, региональными, муниципальными, а также коммерческими и общественными организациями, отдельными гражданами. Этот вид деятельности включает в себя комплекс правовых, социально-медицинских, экономических, психологических, педагогических, организационно-профилактических, информационных и иных мер (мероприятий) по предотвращению развития негативных явлений и тенденций в среде подрастающего поколения, а также по формированию общественно-значимых свойств молодого поколения в соответствии со стратегическими ориентирами развития социума.

Молодежь (в широком смысле слова) можно определить как обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними субкультур, менталитета, социальной психологии и основных специфических видов деятельности в различных сферах жизни.

В более узком (социологическом) смысле молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей, потребностей и видов жизнедеятельности.

Основная цель социальной работы как деятельности – оптимизация механизмов социального функционирования индивида, социальной группы или общности. Частные цели этой работы:

– увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы

– создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить всё, что им положено по закону

– создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих

– конечная цель – достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадет»

Цельсоциальной работы с молодежью и ювенальной политики - обеспечить государственную безопасность России на основе формирования таких качеств и свойств у представителей молодежной популяции, которые будут отвечать требованиям успешного развития государства в современных условиях. Исходя из этого положения, генеральная цель социальной работы с молодежью заключается

1. в создании условий (социальных, экономических, психологических, правовых, организационных и других) для успешного функционирования системы жизнеобеспечения молодого поколения и института семьи;

2. в повышении качества (жизни) молодежи.

Исходя из целей, решаются следующие взаимосвязанные задачи:

· Нормативно-правовая: содействие развитию ювенального законодательства (законодательства в отношении подростков и молодежи), ювенального права и ювенальной юстиции, разработки государственных стандартов жизнеобеспечения семьи и молодого поколения, и гарантия их последующего осуществления; обеспечение, защита прав и интересов молодого поколения; оказание воздействия на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты;.

· Социальная: создание условий, при которых представители молодежной популяции, несмотря на свое специфическое, обусловленное возрастом и статусом положение, смогут активно участвовать в процессе жизнедеятельности наравне со старшими поколениями; оказание таких услуг нуждающимся, которые позволили бы им установить (или восстановить утраченные) социальные связи, приобрести или вернуть здоровье, душевное равновесие в окружающей природной и социально-культурной среде; активизация людей (как саму молодежь, так и ее социальное окружение) на оказание помощи, поддержку нуждающимся;

· Воспитательно-образовательная: подготовка подрастающего поколения к современной жизни, трудовое, гражданское, патриотическое, нравственное и физическое воспитание молодого поколения, формирование у него высокой общей культуры; создание предпосылок для успешной социализации и адаптации молодых людей в соответствии с потребностями государства в современных экономических условиях.

· Экономическая: формирование экономических условий для решения приоритетных задач жизнеобеспечения подрастающего поколения россиян и социально-правовой защиты семьи, создание условий для оптимального и нормативного (в соответствии, например, с медико-биологическими нормами) физического, психического, духовного и социального развития и становления подростков и молодежи.

· Кадровая: совершенствование и дальнейшее развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для организаций и учреждений жизнеобеспечения молодого поколения, реализации эффективной социальной работы на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

· Репродуктивная: охрана репродуктивного здоровья несовершеннолетних; реализация программ планирования семьи.

· Реабилитационная: профилактика и реабилитация подростков и молодежи, оказавшихся в критической ситуации; медико-социальная реабилитация инвалидов; оптимальная интеграция в общество детей-сирот, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних; жертв межнациональных или вооруженных конфликтов, несовершеннолетних безработных.

· Превентивная: реализация комплексного решения проблем профилактики правонарушений среди несовершеннолетних с последующей их социальной реабилитацией, повышение эффективности мер упреждения любых видов девиантного поведения.

· Инфраструктурная: создание, развитие и оптимизация деятельности сети учреждений, предоставляющих разнообразные социальные услуги подросткам и молодежи; координация их деятельности; обеспечение необходимых физиологических потребностей подростков и молодых людей в специальных и лечебных продуктах питания при условии активной поддержки отечественного производителя.

· Перспективно-воспроизводящая: активизация молодежи на подготовку ее к “взрослой жизни” - служению обществу через интенсивную познавательную, творческую и трудовую деятельности; формирование и развитие активной жизненной позиции, когда молодое поколение способно контролировать, целенаправленно планировать свою жизнь и самостоятельно решать большую часть своих социально-экономических проблем; поддержка талантливой и одаренной молодежи всех возрастов;

· Научно-исследовательская и информационная: проведение специальных научных исследований с целью оптимизации деятельности по социальному обслуживанию молодого поколения, социально-экономического и социально-психологического мониторинга различных категорий и когорт молодого поколения; формирование банка данных о процессах, происходящих в среде подростков и молодежи, а также всех учреждений, действующих в сфере социального обслуживания, воспитания и образования молодежи и семей с детьми подросткового возраста; создание единой ювенальной статистической базы; информирование соответствующих инстанций, а также широких слоев населения посредством СМИ о результатах деятельности учреждений по социальному обслуживанию представителей молодого поколения; прогнозирование социальных ситуаций в среде молодого поколения, различных его категориях на основе анализа тенденций.

Конкретные объекты социальной работы - клиенты (клиент социальной работы – человек, находящийся в тяжелой жизненной ситуации). В Российской Федерации из 143-145 млн. человек в год нуждаются в социальной помощи 80-100 млн человек из разных категорий населения. Среди них нуждающихся в социальной помощи представителей молодого поколения, по крайней мере, 10 млн.

Социальная работа с молодежью отличается сложностью четкого определения объекта ее деятельности.

Это происходит, прежде всего,из-за отсутствия четкого определения возрастных границ молодежи (как социально-демографической группы), которые исторически и социально обусловлены и в настоящее время включают период от 11–17 до 35 лет.

Установление границ, периодов на шкале возраста индивидов всегда условно и индивидуально, а также конвенционально зависит от географических, региональных, национальных, историко-культурных (традиции и нравы народов) и даже политических факторов. Особенно это относится к периодам взросления. В зависимости от критериев, закладываемых в классификацию возраста, границы возрастных периодов оказываются различными. Существует понятие хронологического, биологического, психологического и социального возраста. Эти виды возраста даже у одного индивида никогда не совпадают.

Особое внимание обращается на возраст, называемый совершеннолетием. Возрастом совершеннолетия в России (как и в большинстве развитых стран) считается 18 лет (Конституция РФ, ст. 60). В некоторых случаях, предусмотренных законом, несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть признан полностью дееспособным. В юриспруденции, международных документах используется также термин «ребенок подросткового возраста» (14–17 лет).

В современном обществе переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Периодом молодости считают возраст юности и начальный период взрослости (с 23-25 до 30 лет)

В мировой практике нет общего подхода к определению возрастных границ молодежи. В законодательствах многих стран о молодежи чаще встречается верхний 25-летний возрастной порог. В международной практике, по классификации ЮНИСЕФ, к детям относят все население до 18 лет. В конвенции ООН о правах ребенка дано следующее определение: ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

В современной России фактическое равноправие молодежи с другими общественными группами обеспечивается установлением молодым гражданам в возрасте от 14 до 30 лет дополнительных правовых гарантий, дающих возможность реального осуществления ими основных прав.

В России подростками считаются лица в возрасте 15–17 лет включительно. Обзаводиться семьей юношам разрешено с 18 лет, тогда как девушки могут выйти замуж и с 16 лет по разрешению родителей и местной администрации (Семейный кодекс РФ). В России в соответствии с действующим законом о государственной статистике молодыми считаются лица до 30 лет, хотя с биологической и психологической точки зрения это уже первый этап зрелого (взрослого) возраста. В отчетности МВД РФ существует когорта “несовершеннолетние правонарушители. Минимальный возраст для уголовной ответственности и лишения свободы – 14 лет (Уголовный кодекс РФ). Военные науки определяют минимальный возраст с точки зрения возможной обязательной, а также добровольной воинской службы – 18 лет (Закон о воинской обязанности).

Сегодня минимальный трудоспособный возраст начинается с правовой точки зрения по достижении ребенком 14 лет. Для начала систематической трудовой деятельности граждан низшая граница, устанавливаемая государством, – 16 лет (Кодекс Законов о Труде РФ).

С точки зрения социальной работы как науки и практической деятельности, ее объектом являются все индивиды, группы и общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в профессиональной посторонней помощи для ее успешного разрешения. Молодежь в силу своей специфики, наиболее остро нуждается в помощи со стороны взрослых, так как у нее отсутствуют необходимые навыки и средства для самостоятельного функционирования (образование, опыт, умения, материальные средства и др.).

В связи с тем, что семья является важнейшим институтом социализации, воспитания и образования молодого поколения, она также должна быть важнейшим объектом воздействия «молодежных» социальных работников. В задачи социальных работников должно входит, с одной стороны оказание семье подростка необходимой профессиональной помощи и поддержки на всем пути взросления и становления молодого человека (помощь в воспитании, создание благоприятного психологического климата в доме, помощь кризисным, неблагополучным семьям и поддержка здоровых «нормальных» семей и др.). С другой стороны, особым объектом социальной работы является молодая семья, в которой супругами являются молодые люди.

Таким образом, объектомсоциальной работы с молодежью должны являться: подростки (14-17), молодежь (18-29), а также семьи с несовершеннолетними детьми подросткового возраста и молодые семьи.

Усилия социальных работников должны быть направлены и на их ближайшее социальное окружение подростков и молодых людей: соседей, друзей, одноклассников и т.д., так как на поведение любого человека, а тем более молодого, огромное влияние оказывает окружающая его среда – как отрицательное, так и положительное.

Субъекты социальной работы все люди и организации, которые ведут социальную работу или управляют ею.

– люди, занимающиеся социальной работой профессионально (теорией и практикой социальной работы) или на общественных началах

– Государство, осуществляющее социальную политику

– Благотворительные организации

– Общественные организации (например, Общество Красного Креста) Среди субъектов социальной работы с подростками и молодежью следует также выделять:

1. тех, кто оказывает профессиональную социальную помощь (социальные работники, сотрудники молодежных организаций), а также волонтеры;

2. тех, кто обучает этой деятельности;

3. исследователей социальной работы с молодежью;

4. административно-управленческие структуры, которые на различных ступенях государственной иерархии формируют и осуществляют социальную (в том числе молодежную) политику в стране;

5. молодежные объединения.

Субъектами социальной работы в полной мере также выступают:

– молодые граждане от 13 до 29 лет включительно

– молодые семьи;

– семьи с несовершеннолетними детьми;

– государственные (федеральные и региональные) и местные (муниципальные) органы и их должностные лица, чья деятельность направлена на реализацию ювенальной политики;

– общественные организации, а также частные лица, имеющие право (в соответствии с действующим российским законодательством) на реализацию ювенальной политики;

– молодежные коммерческие организации (молодежные предприятия со штатным составом работающих преимущественно молодежного возраста);

– социальные службы для детей, подростков и молодежи (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющие мероприятия по социальной поддержке, оказанию социально-правовых, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, психолого-педагогических услуг семьям с несовершеннолетними детьми, а также самим детям, подросткам и молодежи до 29) лет включительно;

– социальная инфраструктура для детей, подростков и молодежи как система необходимых для жизнеобеспечения семьи и молодого поколения объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций, деятельность которых направлена (в том числе) на обеспечение образования, воспитания, социального обслуживания, охраны здоровья подрастающего поколения.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют социальную работу через разработку нормативных документов, подготовку и реализацию целевых программ поддержки детей, семей и молодежи, отдельных категорий населения, создание государственных учреждений, систему сбора и анализа информации и подготовку кадров, для работы с молодежью.

Важнейшим субъектом и институтом социализации молодежи была и остается семья. Авторы «Доктрины государственной молодежной политики», подготовленной к предполагаемому заседанию Государственного совета по проблемам молодежи, считают, что в нынешних условиях семья несет повышенную социально-экономическую нагрузку и вынуждена сосредоточиться на решении проблем жизнеобеспечения в ущерб воспитанию. Это выдвигает на передний план разработку научнообоснованных и комплексных мер поддержки семей с детьми в нашей стране.

Молодежные и детские общественные объединения, как уже отмечалось выше, также выступают субъектами социальной работы, действуя на этом поле вместе с другими негосударственными структурами, организациями, работающими для молодежи. Это преимущественно некоммерческие организации, созданные в форме учреждений, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, благотворительных и иных фондов.

К субъектам социальной работы относятся не только специализированные учреждения, работающие с детьми и молодежью, но и учреждения социальной работы, здравоохранения, подразделения правоохранительных органов, учреждения образования. Особое положение занимают учреждения дневного пребывания детей и подростков. Помимо традиционных детских учреждений в этой сфере появилось немало учреждений, предлагающих дополнительные педагогические, компенсирующие, оздоровительные и иные программы. Развивается сеть негосударственных учреждений дневного пребывания детей и подростков, в том числе работающих на коммерческих началах (группы дневного пребывания, семейные детские группы, «камеры хранения детей» и детские игровые комнаты в торговых зонах и крупных универмагах и др.).

Особо следует остановиться на коммерческих организациях. Можно привести ряд примеров успешной работы коммерческих организаций в сфере политики в отношении детей и молодежи в Санкт-Петербурге. Так, холдинг «Молодежная биржа труда» организует летние трудовые лагеря и биржу дополнительной занятости для подростков, позволяющие найти место для приработка в период учебы, создает молодежные производства. ООО «Новое поколение» предлагает систему социально-трудовой реабилитации для молодых правонарушителей, предоставляя им рабочие места и оказывая воспитательную поддержку. Однако эти примеры единичны, их успешность в сфере поддержки детей и молодежи проистекает преимущественно из личности их руководителей, а сами предприятия активно поддерживаются (или поддерживались в период становления) из бюджета и социальных фондов. Выбор организационно-правовой формы деятельности подобных организаций обусловлен необходимостью совмещать различные источники финансирования: бюджетные поступления и доходы от собственной предпринимательской деятельности. В законодательстве ряда стран такие предприятия имеют особый статус общественно-полезных и учебных. Они получают соответствующие преференции. Таким образом, в качестве субъектов социальной работы эти коммерческие структуры выступают в той же позиции, что и некоммерческие организации, другие учреждения социальной сферы.

Предмет социальной работы с молодежью - конкретная социальная ситуация, проблема клиента (представителя молодежной популяции или его семьи), то непосредственное поле, где прилагает усилия социальный работник.

Содержание - важнейший компонент социальной работы с молодежью, определяется основными функциями:

§ информационной,

§ диагностической,

§ консультационной,

§ прогностической,

§ организационной,

§ психолого-педагогической,

§ превентивной,

§ координационно-управленческой,

§ функцией оказания практической помощи.

Средства социальная работа с молодежью – различные методы и технологии как специфические методы и технологии социальной работы с молодежью, так и принятые из других смежных сфер деятельности (социологии, психологии, экономики, права, менеджмента и т.д.), что обусловлено многообразием функций и междисциплинарностью деятельности в области социальной работы с молодежью.

Базовые категории и понятия социальной работы

Группы категорий

1. категории, которые не являются специфическими в теории социальной работы, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками. Например, социализация, социальная деятельность, социальная активность

2. категории, являющиеся, прежде всего, категориями социальной работы, хотя используются и в других областях науки и практики (психосоциальная работа, социальная реабилитация, социальное благополучие и др.)

3. категории, являющиеся собственно категориями социальной работы (призрение нуждающихся, благотворительность, волонтёрство, меценатство, социальное обеспечение, социальное страхование, социальная биография и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: