Жакулина И.В., методист МОУ ДОД ДДТ
Г. Чапаевска Самарской области
Модель интеграции общего и дополнительного образования МОУ ДОД Дом детского творчества г. Чапаевска
Актуальность рассмотрения проблемы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях образовательных систем муниципального и регионального уровней обозначена необходимостью разрешения противоречия, которое заключается в несоответствии возможностей конкретных учреждений и растущих социальных требований к качеству образования.
На современном этапе развития государства и общества политика в области образования направлена на обеспечение нового качества образования, оцениваемого c позиций компетентностного подхода – формирование ключевых компетентностей в различных сферах деятельности: самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой, культурно-досуговой. Полное обеспечение реализации данного подхода в условиях школы весьма затруднено, ибо в школьном образовании сильны традиции знаниевого подхода, ориентированного более на трансляцию информации, нежели на способы ее получения. Эффективность подобных преобразований может быть усилена за счет дополнительного образования, характер которого предполагает высокую мотивированность обучающихся, свободу выбора видов деятельности, реальную индивидуализацию образовательных маршрутов, обучение в творческой деятельности.
|
|
Цель – сохранение и развитие единого образовательного пространства, направленного на формирование ключевых компетентностей.
Задачи:
1. Изучение образовательных интересов и потребностей учащихся.
2. Определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с обучающимися с учетом возрастных особенностей детей, внешних условий развития образовательных систем, возможностей каждого учреждения.
3. Расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей.
4. Создание условий для освоения обучающимися духовно-культурных ценностей.
5. Обращение к личностным проблемам учащихся, формирование нравственности, творчества и социальной активности.
Нормативно-правовая база интеграции.
Интеграция общего и дополнительного образования регламентируется следующими документами:
1. Конвенция о правах ребенка 1989 г. (ст. 29).
2. Конституция РФ (ст. 43).
3. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (действующая редакция от 29.12.2006 № 258-Ф3).
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 09.07.1998 г. (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)
|
|
5. Закон РФ № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.
6. О направлениях методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях. Письмо МО РФ № 101/28 – 16 от 11.02.2000 г.
7. Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Письмо Минобрнауки России от 26.03.2007 г. № 06-636.
8. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233 (действующая редакция утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.12.2006 года, № 752).
9. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей до 2010 года. Минобрнауки России от 16.04.2007 г.
10. Об итогах III Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении». Письмо Минобрнауки России № 06-463 от 28.02.2007 г.
11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р.
12. Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года. Одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 г.
13. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждена приказом МО РФ № 2783 от 18.07.2002 г.
14. Приоритетный национальный проект «Образование». Принят Советом при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов от 16.03.2006 г.
15. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Письмо МО РФ № 30 – 15 – 433/16 от 11.06.2002 г.
16. Положение о порядке аттестации ОУДОД. Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 25.05.04 № 1492.
Формы реализации взаимодействия общего и дополнительного образования: творческие объединения, спортивные секции, школа раннего развития «АБВГДейка»; реализация элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов; организация досуговой деятельности.
Стратегия и механизм достижения цели и задач интеграции. Организация взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса осуществляется посредством заключения договоров о партнерских отношениях. Партнерские отношения предусматривают сетевое взаимодействие по реализации педагогами дополнительного образования дополнительных образовательных программ на базе школ, программ элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки выпускников основной школы на базе МОУ ДОД ДДТ (директор Устинова О.В.).