Межличностные отношения. Несколько слов о личных взаимоотношениях психолога и директора

Несколько слов о личных взаимоотношениях психолога и директора. Попробуем описать некоторые наиболее распрос­траненные в практике модели таких взаимоотношений с точки зрения их достоинств и недостатков. Чаще всего, на наш взгляд, встречаются три варианта: «Психолог — личный психотера­певт директора», «Психолог — сам себе специалист» и «Пси­холог — сотрудник школы».

Психолог — личный психотера­певт директора. В рамках этой модели у психолога и директора склады­ваются довольно тесные личные отношения. Психолог — час­тый посетитель кабинета директора. За закрытыми дверя­ми они ведут длинные, загадочные для остальных сотрудни­ков разговоры. Директору нравится обсуждать с этим умным и внимательным слушателем школьные проблемы, совето­ваться по деликатным вопросам, прислушиваться к его на­блюдениям и размышлениям... Иногда предметом обсужде­ния становятся и личные проблемы директора. На совещани­ях, педсоветах директор, ставя перед коллективом определенную задачу, может кинуть фразу:»'Вот и наш пси­холог (имярек) считает...», «Мы обсуждали этот вопрос с психологом...» Тем самым психолог выделяется из коллекти­ва, его мнению и оценкам начинает придаваться особое зна­чение, иногда — чуть ли не сакраментальный, смысл.

Не скроем, такая позиция до определенного момента удоб­на и даже эффективна с точки зрения реальной психологи­ческой деятельности. Влияние психолога на школьную поли­тику велико, кое-что в школе может быть изменено и пере­строено в соответствии с его представлениями. Но она и очень опасна, и очень тягостна. О том, как такая модель личных отношений психолога с директором отражается на его отношениях с педагогическим коллективом, мы погово­рим чуть позже (хотя читателю и так очевидно, что вли­яние ее негативно). Происходит подмена деловых отноше­ний психолога и директора связями иного, эмоционального характера. В результате любая попытка психолога снять с себя психотерапевтические обязанности, разрушить об­разовавшийся «симбиоз» приводит к нарушению деловых свя­зей. Часто это заканчивается отторжением психолога и как специалиста, и как человека, что незамедлительно ска­зывается на всей его школьной деятельности. И автор этих строк, и многие мои коллеги имеют опыт такого роди отношений со школьным руководством. Для меня, скажем, это в свое время закончилось необходимостью уйти из шко­лы (как, кстати, и моему преемнику, который изначально отказался принять на себя психотерапевтическую миссию). Впрочем кому-то удается преодолеть эту «болезнь роста» и построить новые, более эффективные отношения.

Позиция «Сам себе специалист» по многим своих характе­ристикам прямо противоположна. Спросите директора в такой школе, есть ли у него психолог и чем он занимается, и получите ответ: «Есть и что-то там делает». Психолог в такой системе отношений может существовать практичес­ки отдельно от школьного коллектива, повседневных школь­ных забот — приходить по ему одному известному графику, работать по единолично созданному плану, появляться в шко­ле то там, то здесь... С директором он практически не обща­ется, либо общение это случайно, формально. Естественно, что в сложной или конфликтной ситуации директор в послед­нюю очередь вспомнит о психологе и возможности получить от него профессиональную помощь и поддержку. Точно также и сам психолог лишен серьезной поддержки и понимания со сто­роны администрации. Работать в таких условиях можно, часто очень удобно, но создать эффективно работающую систему психологической деятельности невозможно.

Из названных трех позиций третья кажется нам наиболее перспективной: «Психолог — школьный сотрудник». У него есть круг своих обязанностей и он имеет возможность самостоятель­но и достаточно автономно их осуществлять. Но успешной его деятельность будет только при соответствующей организацион­ной и материально-технической поддержке. Директору необхо­димо знать, в какой именно поддержке в настоящий момент есть необходимость, чтобы своевременно ее осуществлять. Так, в общем виде, может быть охарактеризована третья модель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: