В чем цель и задачи правового воспитания?
Определяющим элементом системы правового воспитания является цель правового воспитания подрастающего поколения. Она состоит в том, чтобы ввести растущего человека в сложные правовые общественные отношения, с помощью права решить ряд воспитательных проблем. Первая среди них – формирование гражданина правового государства.
Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения – органическая составная часть гражданского воспитания.
Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении
Система правового воспитания определяется научными представлениями о структуре правового сознания. Его исходным элементом является правовая грамотность: общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Однако знание элементарных юридических норм не всегда становится решающим действенным мотивом и стимулом правильного поведения. Правовое сознание, элементарная правовая грамотность становятся действенной силой, когда органически взаимодействует с сознанием гражданским и нравственным.
|
|
Важнейший элемент правового сознания – нравственно-правовые чувства. Нравственно-правовым чувством является глубокое уважение к закону. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет чувство гражданской совести. Оно является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона.
Ответьте на вопрос.
Создать условия для приобретения человеком элементарных правовых знаний легко. Достаточно организовать в школе или любом другом образовательном учреждении соответствующее обучение. А вот что нужно сделать для того, чтобы у ребенка (подростка, юноши) возникли и закрепились правовые чувства? При каких социальных и педагогических условиях эти чувства могут возникнуть и закрепиться в структуре личности, а когда возникнет и закрепится правовой нигилизм?
Элементом структуры правового сознания является также правовое мышление. Оно основывается на правовых знаниях и представляет собою умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения.
|
|
Формирование правового сознания имеет целью воспитание у детей правовой культуры.
Она включает в себя:
– знание правовых норм;
– правовое мышление;
– развитую нравственно-правовую эмоциональную сферу;
– умение использовать нормы права в интересах организаций, граждан, своих собственных, то есть правовое поведение;
– гражданскую потребность в осуществлении правового просвещения и борьбе с правонарушениями.
В каких видах деятельности формируется правовая культура?
Познание правовых отношений доступно школьнику в таких видах деятельности, как общешкольное самоуправление, участие в политических кампаниях, производительном труде, физкультурных соревнованиях.
Нравственные основы правового воспитания закладываются в раннем детстве, в нравственных отношениях семьи, в формировании нравственных стимулов и тормозов поведения. Ребенок осознает свои «права и обязанности» как члена семьи сквозь призму моральных представлений: желаемого и должного, допустимого и нежелательного, возможного и запретного.
Младшие школьники и подростки продолжают свое «правовое образование» на более организованной морально-правовой основе. Через учебный процесс они получают общие представления о государстве, его символах, правах и обязанностях граждан.
Вступая в юношеский возраст, учащиеся более глубоко осмысливают суть правовых и нравственных отношений с помощью специальных учебных предметов. Правовое воспитание школьников старшего возраста характеризуется тем, что они вступают в реальные правовые отношения гражданской ответственности в различных видах деятельности. Старшеклассники знакомятся с «Основами законодательства в области народного образования», с уставами школы. Они практически усваивают свои права и обязанности через систему ученического самоуправления, организацию и оплату производительного труда, организацию досуга, в отношениях друг с другом.
Основные причины правонарушений:
1. Неблагоприятная обстановка в семье, педагогическая запущенность.
2. Влияние антисоциального окружения.
3. Ошибки в воспитании (вседозволенность, безнаказанность).
4. Отсутствие нравственной основы правовой культуры.
5. Реальные жизненные противоречия, несовершенство законодательства.
Критерии правовой воспитанности школьников:
а) наличие осознанных правовых знаний;
б) сформированное чувство ответственности к правовым нормам;
в) нравственно-правовые чувства;
г) активное неприятие антисоциальных форм поведения.