double arrow

Воспитание у учащихся правовой культуры


В чем цель и задачи правового воспитания?

Определяющим элементом системы правового воспитания является цель правового воспитания подрастаю­щего поколения. Она состоит в том, чтобы ввести растущего человека в сложные правовые общественные отношения, с помо­щью права решить ряд воспитательных проблем. Первая сре­ди них – формирование гражданина правового государства.

Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения – органическая составная часть гражданского воспитания.

Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении

Система правового воспитания определяется научными представлениями о структуре правового сознания. Его ис­ходным элементом является правовая грамотность: общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе за­кона. Однако знание элементарных юридических норм не всегда становится решающим действенным мотивом и стиму­лом правильного поведения. Правовое сознание, эле­ментарная правовая грамотность становятся действенной силой, когда органически взаимодействует с сознанием граж­данским и нравственным.

Важнейший элемент правового сознания – нравственно-правовые чувства. Нравственно-правовым чувством является глубокое уважение к закону. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмо­циональные переживания. Огромную роль в правовом созна­нии человека играет чувство гражданской совести. Оно яв­ляется внутренним контролером правопослушного поведе­ния, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона.

Ответьте на вопрос.

Создать условия для приобретения человеком элементарных правовых знаний легко. Достаточно организовать в школе или любом другом образовательном учреждении соответствующее обучение. А вот что нужно сделать для того, чтобы у ребенка (подростка, юноши) возникли и закрепились правовые чувства? При каких социальных и педагогических условиях эти чувства могут возникнуть и закрепиться в структуре личности, а когда возникнет и закрепится правовой нигилизм?

Элементом структуры правового сознания является так­же правовое мышление. Оно основывается на правовых зна­ниях и представляет собою умение оценивать замыслы, по­ступки, поведение людей с точки зрения норм права. Пра­вовые знания, чувства и мышление во взаимодействии спо­собны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения.




Формирование правового сознания имеет целью воспитание у детей право­вой культуры.

Она включает в себя:

– знание правовых норм;

– правовое мышление;

– развитую нравственно-правовую эмоциональную сферу;

– умение использовать нормы права в интересах организаций, граждан, своих собственных, то есть правовое поведение;

– гражданскую по­требность в осуществлении правового просвещения и борьбе с правонарушениями.

В каких видах деятельности формируется правовая культура?

Познание правовых отношений доступно школь­нику в таких видах деятельности, как общешкольное самоуп­равление, участие в политических кампаниях, производитель­ном труде, физкультурных соревнованиях.

Нравственные основы правового воспитания закладываются в раннем детстве, в нравственных отношениях семьи, в фор­мировании нравственных стимулов и тормозов поведения. Ребенок осознает свои «права и обязанности» как члена семьи сквозь призму моральных представлений: желаемого и должного, допустимого и нежелательного, возможного и запретного.

Младшие школьники и подростки продолжают свое «пра­вовое образование» на более организованной морально-пра­вовой основе. Через учебный процесс они получают общие представления о государстве, его символах, правах и обязан­ностях граждан.

Вступая в юношеский возраст, учащиеся более глубоко осмысливают суть правовых и нравственных отношений с по­мощью специальных учебных предметов. Правовое воспитание школьников старшего возраста характеризуется тем, что они вступают в реальные правовые отношения гражданской ответственности в различных видах деятельности. Старше­классники знакомятся с «Основами законодательства в области народного образования», с уставами школы. Они практически усваивают свои права и обязанности через си­стему ученического самоуправления, организацию и оплату производительного труда, организацию досуга, в отношениях друг с другом.



Основные причины правонарушений:

1. Неблагоприятная обстановка в семье, педагогическая запущенность.

2. Влияние антисоциального окружения.

3. Ошибки в воспитании (вседозволенность, безнаказанность).

4. Отсутствие нравственной основы правовой культуры.

5. Реальные жизненные противоречия, несовершенство законодательства.

Критерии правовой воспитанности школьников:

а) наличие осознанных правовых знаний;

б) сформированное чувство ответственности к правовым нормам;

в) нравственно-правовые чувства;

г) активное неприятие антисоциальных форм поведения.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: