Становление человека: источники, цели, средства

Проблема воспитания стара как мир, ибо люди во все времена воспитывали своих детей, а задумываться о сути этого процесса, его целях и средствах стали, вероятно, задолго до становления наук. Свою лепту в эти рассуждения внесли философы, теологи, литераторы и моралисты всех времен. Ведь все они так или иначе размышляли о сущности человека, о смысле его существования, или, иными словами, о тех идеалах, к которым должно быть устремлено развитие личности, и соответственно о тех средствах, которые должны способствовать развитию в этом направлении. Изречения о целях, задачах и приемах воспитания можно отыскать в наследии любого мыслителя, от Конфуция до Сартра.

ДВА ОТВЕТА

К тому времени, когда психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли научного знания, в философии и педагогике уже сформировались основные подходы к проблеме воспитания. Правда, и в ту пору, в конце девятнадцатого века, и до наших дней, до начала двадцать первого, эта проблема была и остается остро дискуссионной. Достаточно сказать, что само понятие «воспитание» по сей день не получило однозначного определения. Когда в конце восьмидесятых редколлегия «Российской педагогической академии» принялась обсуждать статью «Воспитание» (кстати, это был один из нескольких предлагавшихся вариантов, существенно отличавшихся друг от друга), титулованные ученые мужи несколько часов не могли прийти к согласию даже по поводу дефиниции. Сказалось отсутствие однозначного ответа на вопрос, поставленный давным-давно, — о роли воспитания в становлении личности. Ответов фактически предлагается всего два. Беда в том, что они диаметрально противоположны и несовместимы. Сторонники каждого подхода аргументированно (и порой довольно убедительно) настаивают на его преимуществах. Увы, ни одна сторона по сей день не представила таких доказательств, которые были бы безупречны с научной точки зрения, соответственно утвердили бы один подход и полностью дискредитировали противоположный. Эти позиции, уходящие корнями в глубокую древность, получили достаточно полное оформление в Новое время — в теориях Джона Локка (1632–1704) и Жан-Жака Руссо (1712–1778).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: