Виды средств воспитания

(Единой классификации нет.)

По характеру воздействия на человека:

- прямые (беседа, убеждения)

- косвенные (библиотерапия, видиофильм).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого:

- осознаваемые

- неосознаваемые

По характеру воздействия на объект воспитания

- эмоциональные,

- когнитивные,

- поведенческие.

Классификация методов воспитания

Результатом воспитательного процесса является воспитанность учащихся.

Для определения эффективности воспитательного процесса необходимо сравнить результат с целью. Результат можно считать достигнутым, если цель достигнута по всем трем направлениям:

- понимание,

- принятие,

- действие


Воспитанность: методы ее диагностики, развития, саморазвития, коррекции, проектирования

Вопрос аудитории: Кто такой воспитанный человек?

Воспитанность – отдельный уровень личностного развития.

Воспитанность включает:

А) запас нравственных знаний учащихся (что он знает о нормах поведения и об отношении к обществу, труду, к другому человеку, к самому себе);

Б) нравственные убеждения (как ученик принимает эти нравственные нормы для себя лично – его смыслы, мотивы, ценности), т. е. Личностное пристрастное отношение к нравственным знаниям. Нравственные знания ученика далеко не всегда переходят в убеждения, а могут сосуществовать с ними параллельно;

В) реальное нравственное поведение (как ребенок воплощает нравственные знания и убеждения в своем поведении).

Воспитанность – это не конгломерат частных свойств (например, честность, трудолюбие и владение внешними признаками поведения). Воспитанность есть согласованность между знанием, убеждением и поведением. Разлад между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности.

Итак, для высокого уровня воспитанности характерна согласованность между знаниями, убеждениями и поступками человека, для низкого уровня воспитанности – разлад между ними, ограниченность нравственных знаний и эталонов, отсутствие связи между знаниями, убеждениями, поведением.

На высоком уровне воспитуемости имеет место готовность ученика к самовоспитанию, постановка им самим новых целей развития своей личности.


Тема номера:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: