- Каков планируемый педагогом результат его профессиональной работы с детьми?
Бесцелевое воспитание обречено на провал: случайное окружение, стихийные события, непорядочные люди станут факторами становления личности вне зависимости от большой работы школы и педагогов.
Главная цель воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную человека. Поставив такую цель, педагог приобретает ориентацию на конечный результат: выпускник школы – субъект социальных отношений, осознающий смысл происходящего и производимого, соотносящий окружающую жизнь с тем, что есть для него образ достойной жизни, а значит, принявший ответственность за себя, за свою собственную жизнь и за те стороны общественной жизни, которые от него зависят. Но цели воспитательного воздействия могут быть и более частными.
Цель достигается путем решения ряда задач
Задачи воспитания логически вытекают из поставленной цели:
- формирование образа жизни, достойной человека;
- формирование способности быть субъектом собственной жизни;
|
|
- содействие умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
- создание условий для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных возможностей;
И т.д.
Для того чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо спроектировать воспитательный процесс, выбрать методы и средства воспитания. Но этого нельзя сделать не учитывая индивидуальные и возрастные особенности воспитанников. С этой целью необходимо изучение личности школьников.
В психологии воспитания применяются те же методы, что и в общей психологии. Но они имеют и свою специфику, которая определяется особенностями самого объекта и задачами исследования.
Изучается не просто психика, а целенаправленное формирование более сложного ее образования – личности. Формирование ее изучается в условиях воспитания и обучения.
Основные методы психологии воспитания – наблюдение и эксперимент, а также используется анкетирование, метод обобщения независимых характеристик (К.К. Платонова), социометрический метод, проективные методы и т.д.
Реализация воспитательного процесса осуществляется конкретными методами и средствами воспитания.
Средства воспитания – способы организованного или неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработки у них определенных качеств и форм поведения.