Требовательность — заниженная интерес к ребенку — излишний

Если повышенный интерес к ребенку сопровождается нетребовательностью родителей, если стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей, то ребенок оказывается в центре внимания родителей и других членов семьи. Это кумир семьи. Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность; недостаточно усваиваются нравственные нормы. В гипертрофированных случаях такой стиль воспитания вызывает настоящий культ болезней. Внимание фиксируется на любом недуге, на недомогании; родители формируют образ «больного», проявляют излишнюю заботу. В результате ребенок делает вывод: «Меня любят больше, когда я болею». Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

(по Ю.Б. Гиппенрейтер)

1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

3. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.

5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

6. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

7. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

8. Если ребенок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

9. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему: «С тобой все в порядке! Ты справишься!»

10. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

11. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.

12. О своих чувствах говорите ребенку от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем и его поведении


ТЕРРИТОРИЯ ЛЮБВИ

Наш корреспондент Ольга РЕШЕТНИКОВА встретилась и побеседовала с Евгением Александровичем ЯМБУРГОМ — бессменным руководителем хорошо известного инновационного Центра образования № 109 (этот центр готовится отметить 25-летний юбилей), крупным российским ученым-педагогом, автором нескольких книг, доктором педагогических наук, членом-корреспондентом Российской академии образования, ведущим научным сотрудником Института управления образованием РАО

Евгений Александрович, не создается ли у вас впечатления, что воспитание ушло из современной школы?

Из школы ушло не воспитание, а моноидеология. Ведь под воспитанием понималась определенная система работы с детьми в русле тоталитарной идеологии. Как только перестройка и гласность разрушили ее, возникло ощущение, что и само воспитание исчезло. Но ведь даже в застойные времена многие педагоги старались «очеловечить» воспитание. После краха коммунистической идеологии эти люди почувствовали себя свободнее и стали интересно работать. Другая категория педагогов растерялась, потому что они были включены в существовавшую систему. Они болезненно переживали перемены, поскольку привыкли к принудительным формам воспитательной работы. Такие педагоги, вероятнее всего, будут ждать, что государство «выкинет очередные знамена». Хотя надо признать, что определенный прагматизм, который характерен для сегодняшнего времени, привел к тому, что от школы перестали требовать организацию так называемого воспитательного процесса. И из некоторых школ воспитание действительно «ушло».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: