А как вы относитесь к идее возрождения аналога пионерской организации в школе?

Мне известны попытки возродить деидеологизированное подобие комсомольских и пионерских организаций, в которых красный галстук заменен на трехцветный. Создать что-то подобное несложно, но, к сожалению, эти организации могут очень быстро политизироваться. С другой стороны, в многочисленных школьных общинах и молодежных клубах дети, как правило, находятся в тепличных условиях под заботливой опекой взрослых. Результатом этого может стать атрофия самостоятельности. Судьба подобных движений зависит от целей, которые они ставят. Александр Мень сказал в свое время: «Нельзя в антисоветском снобизме отказываться от благородной идеи тимуровского движения как формы помощи слабым и нуждающимся в ней людям».

Должны ли школьные психологи принимать участие в воспитании?

Психолог, безусловно, должен заниматься воспитанием, но он не должен слепо верить в свое могущество и всесилие. Мне кажется, что многие представители психологической науки считают, что именно с ее помощью можно решить все проблемы и как бы встать над остальными. Ответственность психологов за то, что происходит в школе, очень высока. Конечно, хорошо, что за последние пятнадцать лет произошла психологизация образования: этому можно только аплодировать. Но у психологов своя миссия. В свое время Александр Асмолов дал прекрасное журналистское определение психолога: «Специалист по неодинаковости». Воспитание все-таки выходит на несколько иные уровни, затрагивая смысл существования человека. А здесь, на мой взгляд, недостаточно чисто психологических знаний. В начале века выдающийся русский философ и педагог С.И. Гессен определил, что существуют четыре сферы бытия человека. Первая сфера — биологическая. Вторая — социальная. Третья охватывает сферу культуры. четвертая рассматривает человека как члена «социума духовных существ». Мне представляется, что психолог в большей степени может воздействовать на первые две сферы. Две другие сферы требуют глубокого знания культуры, философии, социологии. Не у каждого психолога есть такие знания. А при неумелом вмешательстве в эти сферы существует немалый риск. От воспитателя требуется определенный уровень личностного развития. Многие известные психологи и психиатры в расцвете своего творчества обращались к проблемам духовности. Впрочем, мне известны и современные психологи, которые являются замечательными воспитателями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: