Виды воспитания. Воспитание воспитателей

Воспитание воспитателей

Еще Ян Амос Коменский, Н.И. Пирогов и более древние мыслители подтверждали на опыте, что нет более трудного занятия, более ответственного, как воспитание детей и юношества. Нас более всего должно интересовать, что по этому вопросу говорит Бог через святое Свое Слово.

Виды воспитания

1. Запреты (обычный старорусский, старообрядческий). Этот метод помогает детям усваивать всё очень быстро, надежно и без рассуждения. Дети растут крепкими верующими фанатиками (в добром понимании. Слово «фанатос» означает смерть, т.е. это люди готовые до конца стоять за свою идею, даже до смерти). Такие воспитанники совершенно не привязаны к Священному Писанию, склонны к выпивке, к осуждению всех, кто не так понимает что-либо как они, и легко впадает в гнев и ярость; защищая свои убеждения, делаются агрессивными, могут избить оппонента, даже своего священника и епископа. Твердо придерживаются веры своих родителей-воспитателей. Внутри себя надежды на спасение почти никакой не имеют. Это не евангельский путь, а основан на преданиях не церковных, а местного порядка, на привычках и на подражании родителям. Таким методом нередко удается воспитать новых Савлов. Если на таком основании произрастет авторитет Библии, тогда может вырисовываться образ Апостола Павла.

У этих детей всё основано на страхе: только бы не погибнуть, только бы не попасть в ад, только бы не гореть в огне с бесами. У них твердая уверенность, что они нарушают заповеди. Бог им представляется только в образе грозного Судии, карающего за несоблюдении постановлений. 1Цар.12:18 – «И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и Самуила». Пс.2:11 – «Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом». Пс.18:10 – «Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны». Из этого способа воспитания можно взять очень многое, всё то, что основано на Библии и на канонах соборов (соблюдение чистого и нечистого, посты, молитвенные правила). Пс.33:12 – «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас».

Пс.85:11 – «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего». Пс.110:10 – «Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек». Необходимо употребить все силы и таланты при беседе с этими людьми, чтобы их верность преданию повернуть на верность Священному Писанию. Прит.8:13 – «Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу». Прит.9:10 – «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум»; Прит.10:27 – «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся».

Таких детей из общей массы легко выделить. Они не скрывают, что они староверы. Как правило здесь нет никакого исследования психики детей, возрастных групп, библейского анализа их поступков. Ребенок более научается подражанию от родителей в семье и на работе, и из природы.

2. Метод научения с нуля, когда дети из неверующей семьи, и ничего не знают ни о Боге, ни о Библии. Это самый большой контингент детей в наше время в нашей стране.

Воспитатель всегда на первом месте должен держать в памяти, что перед ним бессмертная душа, искупленная Христом – ценность ребенка. Ребенок отличается от взрослого пониманием всего, что окружает нас. Он не в состоянии выдержать те же требования: длинные богослужения, строгости поста, продолжительность труда и обучения.

Дети совершенно иначе воспринимают окружающий мир, чем взрослые, и нужно как можно чаще, хотя бы кратко расспрашивать детей не только на уроках, но и во время прогулки, как они понимают то, что видят в природе, что слышали, что смотрели. У преподавателя-воспитателя в душе всё время должно оставаться что-то детское, то есть он как бы остается вместе с ними ребенком, всё время нащупывает ту ступеньку развития, на которой ребенок стоит. И постепенно через образы и сравнение с тем, что ребенок уже понимает, необходимо поднимать его выше. Как правило запас слов у детей не велик, поэтому новые понятия и слова нужно повторять несколько раз, и после этого переспрашивать, вводя эти слова в контекст. Нужно говорить с ребенком простым языком, но тексты Священного Писания цитировать полностью, дословно, и никогда не упрощать. Сначала прочитать необходимое с абсолютной точностью, не взирая на возраст ребенка и его способности, и только после этого разъяснять простым доступным языком. Хорошо после прочтения Библии (текста) на русском языке Синодального перевода 1876 года (никакими другими переводами никогда не пользоваться, чтобы не разжижать мозги ребенка) своими словами разъяснить прочитанное с использованием примеров. При разъяснении можно пользоваться специально изданными учебниками: «Детская Библия», «Библия для детей старшего возраста» и др. Дети очень похожи на взрослых глухонемых и на оскудевающих в разуме стариков. Для них этот окружающий мир – очень конкретен, и намного меньше, чем наш мир. Ребенка часто воспринимают как досаждающего и мешающего, хотя ребенок и предстает перед нами иногда не как обезъянка, а как учитель. Очень многие взрослые с этим не согласны из-за своей тупости, и не могут привлечь к себе ребенка и заинтересовать его. Если вы не поспешите установить в его сердце авторитет взрослого человека, и притом верующего, то у него найдутся учителя его возраста. Действительно, дети не могут оценить то, что мы с таким трудом созидали, стирали, чистили, варили, и сколько бы мы ему об этом ни говорили, он этого не поймет, хотя и сделает вид, что осознал, но тут же об этом забудет. Лекарство очень простое – ребенка нужно немедленно подключать к своей работе, чтобы он делал посильное до усталости, и знал, как это достается нелегко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: