Функционализм

Появление функционализма как способа изучения культуры связано с работами английских исследователей Б. Малиновского и А. Рэдклиффа-Брауна. Серьезное влияние на становление этого направления в изучении культуры оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.

Особенность данного подхода заключается в рассмотрении культуры как целостного образования или множества, состоящего из элементов и частей. Важнейшей задачей исследования является разложение целого (культуры) на составные части и выявление существующих между ними связей. При этом каждый элемент «множества» исследуется не в качестве случайного образования или пережитка, а как выполняющий определенную задачу или функцию в рамках единого целого. Сторонников этого направления, прежде всего, волнует, как действует культура «здесь и сейчас», какие задачи она решает и как она воспроизводится.

В процессе культурологических исследований понятие «функция» получило два основных значения:

1) указание на ту роль, которую определенный элемент культуры выполняет по отношению к целому;

2) обозначение зависимости между частями и компонентами культуры.

Бронислав Каспер Малиновский (1884-1942) обратился к изучению культуры в результате знакомства с книгой Дж. Фрезера «Золотая ветвь». Фундаментальную роль в его становлении как антрополога сыграли длительные полевые исследования в Океании (1914-1918). В систематической форме его взгляды на природу культур и метод их познания изложены в работе «Научная теория культуры» (1944).

Основные положения теории Б. Малиновского сложились под влиянием идей Г. Спенсера об обществе как биологическом организме особого рода. Культурологическая концепция основателя функционализма строилась на биологических основаниях в связи с рассмотрением способа удовлетворения потребностей человека в еде, одежде, жилище, продолжении рода. Теория потребностей составляет основу концепции культуры Б. Малиновского. Чтобы выделить человека из царства животных, он разделяет потребности на основные и производные, которые порождены культурной средой, к ним относятся – потребность в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования и т.д.

Само понятие «культура» Б. Малиновский определял не всегда однозначно. Удовлетворяя свои биологические потребности, человек добывает пищу, строит жилище и т.д. Тем самым он преобразует окружающую среду и создает себе производное окружение, которое и является культурой. Кроме этого, культура – это совокупность ответов на основные и производные потребности человека. В соответствии с такой постановкой вопроса культура представляет собой вещественный и духовный аппарат, используемый человеком для решения стоящих перед ним конкретных, специфических задач. Культура – это еще и некое целое, состоящее из частично автономных, а частично координированных социальных институтов. В свою очередь, социальный институт представляет собой совокупность средств удовлетворения определенных человеческих потребностей. Такова общая структура культуры, согласно Б. Малиновскому.

Но все же определяющим, создающим характерное лицо культурологической концепции Б. Малиновского было последовательное проведение принципа универсального функционализма при исследовании культур. Согласно Б. Малиновскому, любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого «равновесия», где каждая часть целого выполняет свою функцию. Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрения, обряд), то вся этнокультурная система, а, следовательно, и народ, который в ней живет, может быть подвержена деградации и гибели. Этот постулат Б. Малиновский формулирует следующим образом: «... в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого»[10].

Исходя из своей функциональной концепции, Б. Малиновский критически оценивает предшествующие направления в исследовании культуры. Особенно резко он критикует Э. Тайлора и представителей диффузионизма, сторонники которого понимают культуру не как живое органическое целое, а лишь как совокупность мертвых вещей. Основным недостатком предшествующих учений он считает изолированное рассмотрение отдельных черт культуры как независимых друг от друга сущностей.

Альфред Реджиналд Рэдклифф-Браун (1881-1955) –известный ученый,выпускник кафедры социальной антропологии Кембриджского университета, участник научных экспедиций в Австралию и Африку, заведующий кафедрой социальной антропологии Оксфордского университета. Основные труды – «Метод этнологии и социальной антропологии» (1923) и «Историческая и функциональная интерпретация культуры» (1929).

Согласно А. Рэдклиффу–Брауну, антропология – это наука о человеке и всех аспектах его жизнедеятельности. Наука о культуре включает в себя две части – этнологию и социальную (культурную) антропологию. Первая, используя метод исторической реконструкции, изучает внутреннее развитие отдельных народов и существующие между ними культурные связи, вторая занимается поиском общих закономерностей социального и культурного функционирования и развития. Особенностью научного кредо А. Рэдклиффа–Брауна является то, что он не отрицает возможности и необходимости исторического изучения культур.

Он разделяет точку зрения Э. Дюркгейма, согласно которой, общество есть особая реальность, несводимая к индивидам. Общетеоретическая концепция А. Рэдклиффа–Брауна опирается на утверждение, что все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем (атом, молекула, организм, общество людей). Любая система определяется:

· составляющими ее единицами или элементами и

· существующими между ними отношениями. Единицами общества являются человеческие существа, а отношения между ними – это социальные отношения.

Социальная система включает в себя:

· социальную структуру;

· общую совокупность социальных обычаев;

· специфический образ мыслей и чувств, связанный с социальными обычаями.

В дальнейшем ученый сужает содержание предмета социальной антропологии и отказывается от понятия «культура», заменяя его понятием «социальная структура». Это приводит к тому, что основными аспектами его исследований становятся:

· политическая организация различных культур;

· особенности систем родства и их роль в социальных системах;

· функциональный анализ структур первобытных форм верований.

Особенностью функциональной теории культуры (в первую очередь теории А. Рэдклиффа-Брауна) является практическая направленность исследований. Сторонники рассматриваемого подхода стремятся к созданию социальной антропологии как прикладной науки, обеспечивающей решение актуальных практических задач. Поэтому одним из важнейших итогов развития функционализма является постановка и попытка решения задач управления в культурах, имеющих иную природу, по сравнению с западноевропейской. Осуществить эту задачу предполагалось на основе знания структуры и функциональной значимости элементов культуры как целостного образования.

В функциональном исследовании культуры по-новому формулируется вопрос о дальнейшей судьбе и будущем «примитивных» культур. Сторонники данной теории не разделяют идей эволюционистов в оценке культур по принципу: «лучшее» – значит более развитое, и не поддерживают их теорию обязательного стадиального развития всех культур в соответствии с эталонами европейской цивилизации.

Еще одним существенным итогом развития функционализма является его направленность на понимание и изучение культур других типов, отличных от европейского. Указанные аспекты функционального понимания культуры были развиты не только непосредственными последователями данного учения, но и исследователями культур, не относящихся к этому направлению (например, в культурно-антропологической теории М. Херсковица).

Значение функционализма для культурологии состоит также и в том, что все культуры начинают рассматриваться в связи с выполнением ими различных функций. В свою очередь, нередко понятие культуры сводится к совокупности выполняемых ею функций. Выделение культуры как целостного образования определяет направление в ее изучении и образует следующую иерархическую структуру:

1) субстанциональная, или поддерживающая функция, обеспечивающая выживание общности;

2) адаптивная, или приспособительная функция, служащая для поддержания более или менее гармоничных отношений между природной средой и этнокультурным сообществом;

3) функция сохранения и воспроизводства традиций, религиозных верований, ритуалов, а также истории народа;

4) символически-знаковаяфункция культуры, состоящая в создании и воспроизводстве культурных ценностей;

5) коммуникативная функция культуры, направленная на обеспечение общения, передачи информации, понимания других культур;

6) нормативно-регулятивная функция культуры, состоящая в поддержании некоего равновесного состояния в обществе, и содержащая институциональные формы разрешения конфликтов;

7) компенсаторная функция культуры, основное назначение которой – разрядка эмоционального и физического напряжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: