Культурная антропология Франца Боаса

Основателем и наиболее ярким представителем американской школы культурной антропологии является профессор Колумбийского университета и один из основателей американской антропологической ассоциации, создатель школы исторической этнологии Франц Боас (1858-1942), который впервые объединяет исследование культуры народа с изучением его языка.

В своих многочисленных исследованиях («Ум первобытного человека», «Некоторые проблемы методологии общественных наук», «Границы сравнительного метода в антропологии», «Методы этнологии», «История и наука в антропологии: ответ» и др.) Ф. Боас делает акцент на аналитическом описании культурных форм и полностью отвергает целесообразность выделения универсальных черт культуры. Кроме того, серьезное внимание он уделяет и особенностям психологии изучаемой социальной общности. Во всем этом он видит условие и средство понимания культуры. В рамках культурной антропологии культура рассматривается Ф. Боасом

во-первых, через призму культурного становления человека и общества;

во-вторых, как совокупность обычаев, традиций, привычек, учреждений и т.д.;

в-третьих, как некая естественная целостность (система), находящаяся в постоянном изменении. Эту динамику культуры он и пытается понять и выразить в своей теории, выдвигая на первый план механизмы трансляции культурного опыта. Поскольку каждое культурно-историческое явление рассматривается им как уникальное, Ф. Боас приходит к выводу о неправомерности переноса своих оценок на другие культуры. Культура не имеет оснований для оценок, рассуждает исследователь, а, следовательно, и нелогично говорить и о культурном прогрессе, и о периодизации истории.

В своих исследованиях культуры Ф. Боас безусловный приоритет отдает рассмотрению конкретных обществ и культур, поскольку культурные универсалии и даже понятие «культура» считаются лишь конструкцией, не имеющими никаких референтов. Так, выступая против эволюционизма как концепции, утверждающей направленность человеческой истории, Ф. Боас подчеркивает плюрализм культур и, если и допускает универсальные факторы для объяснения культурного параллелизма, считает их физиологическими, психологическими, социальными, но не культурными[7]. Правда, следует отметить, что А. Кребер, связывая культуру со стилем и называя культуру стилем стилей, допускает возможность общекультурного или всекультурного стиля, возникающего благодаря распространению одного какого-то стиля и приобретшего высокую степень согласованности[8]. При этом, анализируя конфигурации развития культуры, он сомневается в наличии «строгих универсалий в череде человеческих дел и социальных событий»[9].

В изучении культуры Ф. Боас противопоставляет сравнительно-историческому методу исследования, используемому эволюционистской школой, свой «исторический метод», который по сути дела сводится к эмпирическому. Отрицая законы социального развития и возможность теоретических обобщений, Ф. Боас утверждает, что изучение культуры связано с описанием культурных феноменов и накоплением эмпирических фактов, при этом основное внимание он уделяет духовным, а не материальным феноменам культуры, используя историко-описательную методологию исследования.

Профессиональная школа антропологии в США базировалась на физической антропологии, лингвистике, этнографии и полевых исследованиях. Согласно Ф. Боасу, отличия и особенности каждой культуры представляют собой результат собственного развития. Школа Ф. Боаса признает понятие культуры ключевым в различных областях антропологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: