Тема 13. Культурологические взгляды в эволюционизме и неоэволюционизме

Эволюционизм какпервая значительная научная школа в культурантропологии. Представители: английский философ и ученый Г. Спенсер, английские этнографы и религиоведы Э. Б. Тайлор и Д. Д. Фрэзер, американский исследователь культуры индейцев Л. Г. Морган. Предпосылки становления эволюционазма: Идеи Ч. Дарвина, Т. Гексли. Понимание эволюции как системы сложных форм. Факторы эволюции.

Культурантропологи-эволюционисты рассматривали различные явления культуры и культуру различных народов как стадии культурной эволюции, выстраивали их в единую линию эволюционного развития. Они проводили аналогии между эволюцией индивида (детство, юность, зрелость, старость) и эволюцией культуры.

Тайлор показал картину развития всех видов религии из анимистических (от лат. «anima» — «душа») верований первобытной эпохи, то есть веры в существование душ и духов. Фрэзер считал основными этапами эволюции культуры магию, религию и науку. Морган рассмотрел проблемы эволюции брачных, семейных, социальных отношений, выдвинул теорию стадий дикости, варварства и цивилизации в истории культуры.

К несомненным достоинствам эволюционизма относится обработка колоссального объема информации, которая выстраивалась в четкие и убедительные схемы, выработанные на базе единой теории. Эволюционисты оставили нам хорошо разработанную терминологию, многочисленные научные понятия. Но в начале XX века эволюционизм переживал кризис, связанный с его недостатками: кабинетным характером большинства исследований, стремлением подогнать фактический материал под умозрительные эволюционные построения.

К середине XX века в культурной антропологии вновь возродился интерес к эволюционизму, и возникает культурно-эволюционная школа (неоэволюционизм), или школа Л. А. Уайта. В отличие от многих американских антропологов, Уайт видел в понятии «культура» не малосодержательную абстракцию, а отражение объективной надбиологической действительности. Ее научное описание возможно с помощью моделей. Главная функция культуры, по Уайту, служить приспособлению человека к окружающей среде.

Культура — это система, развивающаяся через определенные стадии, в зависимости от накопления или затрат энергии. В этой системе Уайт различал три подсистемы: технологическую (орудия производства, оружие, одежда, жилища и т. п.), социальную (все виды индивидуального и коллективного поведения людей) и идеологическую (знания, идеи, верования). Уайт склонялся к мнению, что развитие культурной системы определяется развитием техники (технологический детерминизм).

Л. Уайт сыграл ключевую роль в становлении культурологии в качестве самостоятельной науки. Он говорил о культурологии как науке, отличной от антропологии. Если антропология — наука о человеческой деятельности, то культурология — наука о «следах» человеческой деятельности, ее последствиях. Культурология, полагал Уайт, должна изучать мир созданных человеком вещей и явлений, исключая, при этом, самого человека, абстрагируясь от него. Хотя данная идея Уайта не приобрела всеобщего признания, и развитие культурологии пошло по другому пути, этот ученый занимает почетное место в истории культурологической мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: