Физкультурно-спортивная направленность

Содержание физической культуры в образовательных учреждениях раз­личных типов определяется государственными образовательными стандартами, примерными (базисными) учебными планами, примерными учебными про­граммами. Это обеспечивает непрерывность физического воспитания, преемст­венность его содержания и требований к физической подготовленности зани­мающихся.

Программы физкультурно-спортивной направленности призваны обеспе­чить необходимый уровень развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, и создают предпосылки для многообразных проявлений творческой активности. Являясь обязательным разделом гуманитарного компонента образования, физическая культура способствует гармонизации телесного и духовного

единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.

Многолетний учебно-тренировочный процесс в учреждениях дополни­тельного образования физкультурно-спортивной направленности имеет свою специфику показателей эффективности реализации образовательных программ, связанную с делением на несколько этапов подготовки, основанных на возрас­тных особенностях занимающихся и уровнем подготовленности в рамках каж­дого этапа: спортивно-оздоровительный этап, этап начальной подготовки, учебно-тренировочный этап, этап спортивного совершенствования и этап выс­шего спортивного мастерства. На каждом этапе подготовки решаются свои за­дачи.

Перед образовательными учреждениями, деятельность которых направ­лена на развитие массового спорта, на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки ставится задача:

♦ привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физиче­ских, морально-этических и волевых качеств.

На учебно-тренировочном этапе ставится задача:

♦ улучшения состояния здоровья, включая физическое развитие; повы­шения уровня физической подготовленности и спортивных результа­тов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта; профилактики вредных привычек и правонарушений.

Перед спортивными образовательными учреждениями, деятельность ко­торых направлена на развитие спорта высших достижений, на этапах спортив­ного совершенствования и высшего спортивного мастерства ставятся задачи:

♦ привлечения к специализированной спортивной подготовке оптималь­ного числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких спортивных результатов, позволяющих войти в состав сборных ко­манд России.

В нормативных документах, регламентирующих деятельность учрежде­ний дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направлен­ности, четко обозначены критерии и показатели эффективности реализации до­полнительных образовательных программ. Однако, в связи с растущей потреб­ностью в разработке новых образовательных технологий, актуальной остается необходимость разработки и эффективной практики оценивания результатив­ности образовательных программ.

В связи с тем, что компетентностный подход определен как основа новой образовательной практики, предполагается, что будут использоваться и новые подходы к выделению критериев, показателей, дающих возможность оценивать те или иные процессы.

С учетом социокультурных, психолого-педагогических и медико-биологических аспектов, рассмотренных выше, предпринята попытка разрабо­тать критерии и показатели для таких компетентностей, как предметная (оздо­ровительно-реабилитационная, двигательная), коммуникативная, самостоя­тельно-познавательная, бытовая.

Для удобства восприятия возрастных категорий авторы предлагают адап­тировать общепринятые понятия «младший возраст», «подростковый возраст» и «старший возраст» к возрасту занимающихся в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки, возрасту учебно-тренировочного этапа, возрасту этапа спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства соответственно, если речь идет о профессионально-ориентированных программах по видам спорта.

В том случае, когда рассматриваются программы, ориентированные на преимущественное применение здоровьесберегающих технологий, возможен унифицированный, общепринятый подход к определению возрастной градации детей:

♦ младший возраст;

♦ подростковый возраст;

♦ старший возраст.

Учитывая различия и специфику обоих направлений, представляется це­лесообразным раздельное формулирование обобщенных перечней критериев, показателей и возможных форм предъявления эффективности реализации обра­зовательных программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: