Содержание физической культуры в образовательных учреждениях различных типов определяется государственными образовательными стандартами, примерными (базисными) учебными планами, примерными учебными программами. Это обеспечивает непрерывность физического воспитания, преемственность его содержания и требований к физической подготовленности занимающихся.
Программы физкультурно-спортивной направленности призваны обеспечить необходимый уровень развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, и создают предпосылки для многообразных проявлений творческой активности. Являясь обязательным разделом гуманитарного компонента образования, физическая культура способствует гармонизации телесного и духовного
единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.
Многолетний учебно-тренировочный процесс в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности имеет свою специфику показателей эффективности реализации образовательных программ, связанную с делением на несколько этапов подготовки, основанных на возрастных особенностях занимающихся и уровнем подготовленности в рамках каждого этапа: спортивно-оздоровительный этап, этап начальной подготовки, учебно-тренировочный этап, этап спортивного совершенствования и этап высшего спортивного мастерства. На каждом этапе подготовки решаются свои задачи.
|
|
Перед образовательными учреждениями, деятельность которых направлена на развитие массового спорта, на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки ставится задача:
♦ привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.
На учебно-тренировочном этапе ставится задача:
♦ улучшения состояния здоровья, включая физическое развитие; повышения уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта; профилактики вредных привычек и правонарушений.
Перед спортивными образовательными учреждениями, деятельность которых направлена на развитие спорта высших достижений, на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ставятся задачи:
♦ привлечения к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких спортивных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.
|
|
В нормативных документах, регламентирующих деятельность учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, четко обозначены критерии и показатели эффективности реализации дополнительных образовательных программ. Однако, в связи с растущей потребностью в разработке новых образовательных технологий, актуальной остается необходимость разработки и эффективной практики оценивания результативности образовательных программ.
В связи с тем, что компетентностный подход определен как основа новой образовательной практики, предполагается, что будут использоваться и новые подходы к выделению критериев, показателей, дающих возможность оценивать те или иные процессы.
С учетом социокультурных, психолого-педагогических и медико-биологических аспектов, рассмотренных выше, предпринята попытка разработать критерии и показатели для таких компетентностей, как предметная (оздоровительно-реабилитационная, двигательная), коммуникативная, самостоятельно-познавательная, бытовая.
Для удобства восприятия возрастных категорий авторы предлагают адаптировать общепринятые понятия «младший возраст», «подростковый возраст» и «старший возраст» к возрасту занимающихся в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки, возрасту учебно-тренировочного этапа, возрасту этапа спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства соответственно, если речь идет о профессионально-ориентированных программах по видам спорта.
В том случае, когда рассматриваются программы, ориентированные на преимущественное применение здоровьесберегающих технологий, возможен унифицированный, общепринятый подход к определению возрастной градации детей:
♦ младший возраст;
♦ подростковый возраст;
♦ старший возраст.
Учитывая различия и специфику обоих направлений, представляется целесообразным раздельное формулирование обобщенных перечней критериев, показателей и возможных форм предъявления эффективности реализации образовательных программ.