Креационисты-младоземельцы говорят, что Библия – это непогрешимое Слово Божие – верное во всех деталях – и что всю науку надо подгонять под это толкование; «постепенные креационисты» говорят, что Библия непогрешима, но определённые её отрывки надо герменевтически перетолковать, подгоняя их под науку; а сторонники аккомодации скажут, что Библия – это богодухновенное Слово Божие, но, поскольку первые главы Книги Бытие не соответствуют тому, что мы сейчас знаем о науке, они, видимо, не историчны и поэтому их нельзя принимать как основу богословия. Мировоззренческий подход, с другой стороны, гласит, что Библия – это богодухновенное Слово Божие; что библейская история не вполне эквивалентна истории реальной – это модификация реальной истории, окрашенная мировоззрением библейских авторов; но это историческая основа придаёт вес и убедительность базовым доктринам христианства, например, о грехе и благодати.
В связи с проблемой непогрешимости встаёт ряд важных богословских вопросов. Как Бог взаимодействует с человечеством и как Он открывал Себя через Святого Духа на протяжении тысячелетий? Диктовал ли Бог Своё слово прямо в умы библейских авторов, так что в результате можно было бы ожидать непогрешимого сообщения? Или же Он встречался с библейскими авторами там, «где они были», и позволял им записать его откровение их собственным литературным стилем и исходя из их собственной культурной и мировоззренческой позиции? Мировоззренческий подход склоняется ко второму варианту и поэтому считает Библию не безошибочным, а богодухновенным Словом Божиим.
|
|
Однако один тот факт, что мировоззренческий подход не считает Библию безошибочной, не означает, что он отрицает божественное вдохновение или откровение. Просто утверждается, что библейским авторам было позволено выражать своё взаимодействие с Богом, исходя из их собственной литературной базы и научных знаний. Делает ли Библию недостоверной то, что в неё включены наивные научные взгляды древних? Нет, потому что эти наивные научные взгляды – это часть реальной истории. Библия – документ неисторический в том случае, если она не согласуется с реальной историей, и именно тогда рассказы Книги Бытие становятся мифологическими, а значит и недостоверными. Соответствие реальной истории делает Библию надёжной. Значит ли это, что Библия адресована не ко всем людям, не во всех культурах и не во все времена? Нет, это значит, что Его откровение адресовано ко всем людям, во всех культурах и во все времена, а наука – нет. Его вневременное откровение будет таким же для людей 400 лет спустя, когда научные знания определённо превзойдут нынешние. Бог Своей волей направлял мышление и писательский труд библейских авторов, но не учил их естествознанию.