Эволюция: что означает это слово?

Поскольку слово «эволюция» можно использовать тремя разными способами, мы должны начать наш разговор с определения того, что скрывается под этим термином.

Эволюция (общий смысл). Слово «эволюция» можно использовать в общем смысле любого изменения или развития с течением времени. Можно описать эволюцию звёзд – то есть, как изменяется их размер, как они взрываются, становятся со временем новыми или сверхновыми и т.д. Или можно проследить культурную эволюцию (изменение) группы людей. Можно даже сказать, что по мере того, как Бог открывался человечеству, со временем «эволюционировала» Библия. (Эту тему мы рассмотрим в главе 7). При употреблении в таком общем смысле этот термин не вызывает полемики, по крайней мере, для большинства христиан.

Частная теория биологической эволюции (микроэволюция). Частная теория биологической эволюции описывает, как с течением времени происходят мелкие изменения в биологических популяциях, особенно в ответ на изменения в условиях окружающей среды; т.е. как вирусы становятся устойчивыми к лекарствам. Микроэволюция – это по сути изменения среди потомства, которые вызваны генетической вариативностью, наблюдающейся внутри вида (напр., разнообразие пород собак). При микроэволюции изменения в организме, обусловленные процессами мутации и естественного отбора, можно легко увидеть и подтвердить в мире природы, а поэтому в целом не рассматриваются как предмет полемики.

Общая теория эволюции (макроэволюция). Общая теория эволюциирасширяет частную теорию, выдвигая гипотезу, что микроэволюционные процессы ведут к макроэволюции, где все живые существа уже эволюционировали в ходе постепенного естественного процесса из неживой материи в простые микроорганизмы, а в конечном итоге – в растения, животные и людей. Для многих эволюционистов макроэволюция воплощает в себе также философскую идею о том, что всё (живое и неживое) эволюционировало случайно, а не по воле Бога или под Его руководством. Это та часть эволюции, которая вызывает такую полемику и которую христиане считают диаметрально противоположной Библии.

Теория эволюции непосредственно связана со следующими понятиями.

Вид. Наиболее распространённое определение «вида» среди дилетантов таково: «животные или растения, сходные по внешнему виду, которые могут скрещиваться и давать потомство, способное к размножению». Однако в реальности термин «вид» определить трудно, потому что существуют всевозможные градации, и по этой причине среди биологов нет общего согласия относительно того, что составляет вид. В мире микроорганизмов представление о виде наполовину бессмысленно, так как микробы, такие как бактерии, асексуальны и часто обмениваются ДНК. В мире растений и животных генетически различные популяции могут быть внешне похожи, в то время как популяции, генетически близкие, могут быть не похожи. Ещё одна из многих проблем с формулировкой точного определения касается подвидов, где между видами не существует чёткой границы. Подвиды животных могут быть генетически способны к скрещиванию (напр., тигры и львы), но не признавать друг друга как партнёров. Или, если подвиды всё же скрещиваются, они могут не давать способного к размножению потомства (напр., при скрещивании лошади с ослом получается бесплодный мул). Учитывая сложность жизни, термин «вид» нельзя втиснуть в хорошее, удобное и полностью логически непротиворечивое определение.

Мутации. Генетические изменения в организмах происходят из-за мутаций. Именно этот генетический компонент передаётся последующим поколениям, давая импульс эволюции, которая (по одному из определений) представляет собой просто изменение частоты генов с течением времени. Мутации происходят по позициям генов под названием «локусы». Мутации часто могут быть вредными для организма, но могут быть и выгодными. Большинство эволюционистов считает, что мутации идут ненаправленно, то есть, происходят случайно.

Естественный отбор. Естественный отбор действует в среде, способствующей отбору «наиболее приспособленных».Классическим примером естественного отбора наблюдался во время промышленной революции в Англии, когда популяций ночных бабочек потемнело в соответствии с возрастанием количества производственной грязи и сажи. В этом случае один вид не превратился в другой, изменились только некоторые черты популяции бабочек. Ещё одним классическим примером естественного отбора является изменение клювов популяции вьюрков на одном из Галапагосских островов в зависимости от влажных и сухих лет и от расширения или сокращения запасов пищи.[199]

«По роду своему»: что означает это выражение?

Люди, возражающие против эволюции на библейских основаниях, обычно цитируют выражение «по роду своему», употреблённое в Бытие 1:10-11, 21, 24-25, обосновывая им своё мнение, будто Бог творил каждый вид отдельно и будто все виды с момента их сотворения устойчивы (эту позицию называют «постоянством» или неизменностью видов). Эта позиция по сути своей основана на современном понимании того, что такое вид и что происходит в процессе эволюции по Дарвину. Но что значили эти слова, если исходить из мировоззрения библейских авторов? Мы помним из главы 1, что жители Междуречья в донаучную эпоху знали только то, что могли наблюдать. Мы помним также выдвинутый в главе 2 тезис, что литературный взгляд на Бытие 1 отрицает противоречие между выражением «по роду своему» и эволюцией. В следующих разделах мы постараемся объяснить, почему противоречия нет и в плане мировоззрения.

«По роду своему» в Ветхом Завете

Выражение «по роду своему/его/её/их» употреблено не только в Бытие 1 (1:11, 12, 21, 24, 25), но и в Бытие 6:20, в Бытие 7:14. Кроме того, в Левите (11:14, 15, 16, 19, 22), Второзаконии (14:13, 14, 15, 18) употреблены выражения «с породою его/её», а в Книге Иезекииля 47:10 – «в своём виде», которые на иврите идентичны слову, переведённому в Бытие 1 как «по роду своему». Кроме того, в Бытие 8:19 имеется сходное выражение «по родам своим», которое в буквальном переводе должно было бы звучать как «по семействам своим». Только в Бытие 1 выражение «по роду своему» употребляется при описании сотворения Богом мира живых существ. В Бытие 6 и 7, в Левите и Второзаконии оно использовано в контексте пищевых ограничений, а в Быт. 8:19 и Иез. 47:10 этот термин относится к общим классам животных, причём воспроизводство видов не подразумевается. Это первое, что надо отметить относительно употребления в Ветхом Завете слов «по роду своему» и подобных им: они подчинены прозаическому литературному стилю древних ближневосточных текстов со свойственными им повторами, где используется своего рода «библеизмы». Этот вид речи похож на то, о чём мы говорили в главе 4 по поводу таких выражений как «вся земля» или «все народы под небом».

Во-вторых, нужно отметить то, как выражение «по роду своему» встраивается в общую нумерологическую гармонию текста Книги Бытие. Это выражение использовано в 7 различных стихах (Быт. 1:11, 12, 21, 24, 25; Быт. 6:20; Быт. 7:14), а 7 было в Междуречье числом священным (см. гл. 3). Оно только один раз использовано в Бытие 1:11; дважды повторяется в каждом из стихов Бытие 1:12, 1:21 и 1:24; и трижды в Бытие 1:25, что в сумме даёт 10, десятичное основание комбинированной шестидесятеричной системы в Междуречье. Далее, в Бытие 6 «по роду его/её» повторено три, а в Бытие 7 – четыре раза, что в сумме даёт 7. Таким образом, это выражение намеренно вплетено библейскими авторами в текст в соответствии с нумерологическим стилем священных повествований.

Слово «род» (мин) в выражении «по роду своему» происходит от неупотребительного корня со значением «разделять» или «отделять». Проведя этимологическое исследование слова мин, Пейн заключил, что изначальное слово должно относиться к подразделениям внутри описанных типов жизни, а не к общему качеству самих типов.[200] Но если мин относится к подразделениям, какие подразделения имел в виду библейский автор? Различные учёные – чтобы привести библейские обоснования своей личной точки зрения (напр., младоземельный креационизм, теистическая эволюция) – приравнивали библейский «род» к биологическим виду, роду, семейству и даже более высоким порядкам научной классификационной схемы Линнея.[201] Но об этих ли подразделениях думал изначальный библейский автор? Можно ли истолковать «разделение» как подтверждение выделения видов в ходе эволюции от единого предка, как делали некоторые?[202] Относится ли мин только к устойчивым видам, или же это слово может относиться и к новым видам, эволюционировавшим со временем? С технической точки зрения, при эволюции каждое поколение, в котором проявляется небольшое генетическое изменение, воспроизводит себя в точности по роду своему (мутировавшие гены передаются потомству).

«По роду своему» и народная классификация

Линнеевская схема классификации растений и животных – это часть нашей «современной» научной традиции, характеризующей сложное общество. Однако у народов донаучной эпохи и эпохи первичной науки, были схемы ботанической и зоологической классификации с более мелкой иерархической структурой, основанные на самых отличительных видах местной флоры и фауны и на таких характеристиках растений и животных, которые люди легко могут наблюдать.[203]

Народные схемы зоологической классификации мы видим в культурах по всему миру. Для этих «туземных» таксономий характерна разбивка классификации форм животной жизни на одну или большее количество следующих категорий:[204] 1) рыбы (водные животные, в основном рыбы, но в том числе даже и киты); 2) птицы (животные, умеющие летать, обычно птицы, но время от времени и летучие мыши); 3) змеи (ползающие животные такие как змеи и ящерицы; 4) «червежуки» (черви + жуки, или мир насекомых в общем); 5) звери (в общем, крупные животные, в основном млекопитающие, но в том числе и крупные формы рептилий). Сколько из этих категорий есть у общества, зависит от уровня его сложности. У примитивных обществ таких категорий может быть всего две или три. У более высокоорганизованных, обществ первичной грамотности (как древние библейские) может быть три-четыре из этих категорий, а у обществ современных – все пять. Очевидно, что эти «туземные» категории не соответствуют нашей современной схеме научной классификации, основанной на сравнительной анатомии и ДНК, а базируются, скорее, на самых очевидных чертах или действиях этих животных. Киты – не рыбы, но, как и рыбы, плавают в океанах. Летучие мыши – не птицы, но, как и птицы, летают по воздуху. Рептилии, как и млекопитающие, наземные животные, поэтому в схемах народной классификации они попадают в одну категорию.

Четыре категории форм жизни, упомянутые в Бытие 1 (и в других местах Ветхого Завета) типичны для общества первичной грамотности и по числу, и по своей ненаучной сущности: рыбы (существа, живущие в воде, включая не только рыб, но и китов;[205] Быт. 1:21); птицы (летающие существа, Быт. 1:21; включая летучих мышей, Левит 11:19); змеи (всё, что ползает, ремес; Быт. 1:24-25) и млекопитающие (бэhэма, что значит «немые звери», такие как одомашненный скот, но также и хая, что значит «дикие звери»; Быт. 1:25). Если сравнить это с нашей современной линнеевской системой, четыре формы жизни в Бытие 1 в сущности уравниваются с классом, который подразделяется на отряды, семейства, роды и виды. В действительности слово «род» (мин) в Ветхом Завете может относиться к любому из этих подразделений, а в некоторых случаях даже к типам.[206] Использование того или иного таксономического подразделения зависит от ряда факторов, особенно от типа и размера растения или животного и от его важности (напр., съедобности). По отношению к млекопитающим и птицам, а также к крупным рептилиям и земноводным, слово мин («род, порода») в Ветхом Завете обычно соответствует биологическому роду или виду. Например, в Книгах Левит 11:15 и Второзаконие 14:14 «ворон с породою его» предположительно включает в себя все шесть видов рода Corvus. Однако в случае с совами упоминается каждый из восьми видов палестинских сов, от огромного филина до крошечной совки (названия тех или иных видов совы в старых версиях Библии неверно переводили как ибис, камышница, лебедь, чайка или кукушка).[207]

Самое важное, что нужно усвоить из сказанного выше о народных классификациях, - это то, что жители древнего Междуречья всё ещё были на той стадии, где они пользовались туземной классификационной системой. Поэтому подразделения мин касаются этой туземной системы и не могут быть равнозначны нашим линнеевским категориям отряда, рода, вида и т.д. Текст Бытие 1 исторически принадлежит обществу первичной грамотности, не имевшему знаний о нашей современной научной классификационной системе, из чего следует то, что Бог не сообщал передовых научных знаний жителям древнего Междуречья, а давал Своё откровение людям с наивными научными представлениями, соответственными тем времени и месту.

«По роду своему» и мировоззрение жителей Междуречья

Пока мы ничего ещё не сказали конкретно о том, что имел в виду библейский автор под словами «по роду своему» в Бытие 1 в том плане, что он, очевидно, говорит о сотворении и воспроизводстве мира растений и животных. Для этого нужно понять мировоззрение людей того времени и их тесную связь с землёй и пастушеским образом жизни. Жители древнего Междуречья были сообразительными, когда речь шла о воспроизводстве растений и животных, потому что их пропитание зависело от выращивания зерновых и скота. Ещё в урукскую эпоху (ок. 3800-3100 до н.э.; таблица 7.2) архаические клинописные тексты из Урука документируют классификацию баранов на самцов-производителей и молодых барашков,[208] каковой факт указывает на то, что эти люди имели некоторые знания о селекционном разведении. В Бытие 1:11 общий класс «растительность» (деше) разбивается на отдельные категории – траву, сеющую семя, и дерево, приносящее плоды с семенами – обе они представляли собой важные источники пищи для сельскохозяйственной экономики.[209]

Как и в случае с их представлением о мироздании (рис. 1.1), жители древнего Междуречья знали только то, что могли наблюдать в мире природы. Они знали, что когда они сажали ячменное семя (основное пищевой злак древнего Междуречья), из него вырастал не лён, а ячмень. Именно такая коннотация имеется в выражении «по роду её» о траве, сеющей семя, в Бытие 1:12. Они знали, что, посадив инжир, не получат в итоге гранат. Именно такая коннотация имеется в выражении «по роду его» о дереве, приносящем плод в Бытие 1:12. Кроме того, они наблюдали, что животные дают потомство по роду своему (Быт. 1:21): от кита не рождается рыба, от вороны не рождается голубь, от осла не рождается овца. Так что в этом отношении библейские авторы действительно имели в виду воспроизводство видов, и их определение «вида», вероятно, было бы примерно таким же, как и популярное определение сегодня: «животные или растения, сходные по внешнему виду и способные скрещиваться и давать плодовитое потомство». Это практический способ определения вида, согласующийся с повседневным опытом и основой знаний людей на древнем Ближнем Востоке.

«По роду своему» и эволюция

Какое же отношение имеет тогда выражение «по роду своему» к спорам об эволюции или неизменности видов? Никакого, потому что библейские авторы в 2500-1500 гг. до н.э. не имели представления об эволюции одного вида в другой. Происходит ли со временем медленная эволюция или нет, они наблюдать не могли. Следовательно, с мировоззренческой позиции в библейском выражении «по роду своему» не может подразумеваться ни подтверждение, ни опровержение эволюции. Библейские авторы Бытие 1 были абсолютно донаучны по своим методу и мотивам, и, когда мы берём слова «по роду своему» и относим их к теории эволюции, мы вчитываем в текст наше современное мировоззрение. Искажение смысла слова мин возникает не из-за соотнесения этого слова с «видом», «родом» и любым другим классификационным разрядом, а из-за впихивания в древний библейский текст современных научных знаний.[210]

«Теория» эволюции

Хотя выражение «по роду своему» не относится к теории эволюции в том виде, как мы понимаем её сегодня, это не означает, что Библия в богословском отношении нейтральна по вопросу об эволюции. В Библии подчёркивается, что Бог/Христос – это Творец Вселенной и всего, что в ней есть: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (скрепляется)» (Кол. 1:16-17). Согласно Библии, Вселенная и жизнь произошли не случайно, как утверждают эволюционисты-натуралисты. Именно здесь наука и Библия конфликтуют, и об этой теме мы будем говорить в остальной части этой главы. Какие факты есть у науки в подтверждение эволюции и почему она называется «теорией» эволюции, а не «законом» эволюции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: