Безусловно, объективные факторы (неблагоприятные социальные процессы, войны, экономические кризисы, стихийные бедствия и т.п.) существенным образом влияют на жизнедеятельность семьи. Вместе с тем успешность решения семейных проблем во многом зависит от особенностей осознания членами семьи семейной ситуации, их готовности и умения сконцентрировать усилия на сохранении семьи.
Таким образом, основными факторами, которые формируют стабильность брака, есть внутренние субъективные, т.е психологические. Прежде всего - это супружеская совместимость как социально-психологический показатель сплоченности семьи.
Соответственно современным представлениям совместимость как способность супружества согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в разных видах общей деятельности образовывает иерархию уровней.
Первый уровень - нижний составляет психофизиологическая совместимость темпераментов супружества, сенсомоторная согласованность действий, которые выполняются совместно. Высший уровень психофизиологической совместимости характерный для пар холерик - флегматик и сангвиник - меланхолик, который будто дополняют друг друга (например, покой флегматика "гасить" пылкость холерика, а жизнерадостность сангвиника компенсирует сниженный фон расположения духа меланхолика).
|
|
Средний уровень психофизиологической совместимости характерный для полученых по "кругу" Г. Айзенка темпераментов (угол асимметрии ά = 90±45º) холерик - меланхолик, которым не хватает эмоциональной стабильности; меланхолик - флегматик и флегматик - сангвиник; характеризуются соответственно безынициативностью и отчужденностью один от другого; сангвиник - холерик, которые спорят за ответственность и верховенство в семье.
Низкий уровень психофизиологической cовместимости присущий парам с одинаковым темпераментом из-за отсутствия в двух холериках выдержки, у меланхоликов - бодрости и енергии, у флегматиков - инициативности и скорости реагирования, у сангвиников - последовательности.
Второй уровень супружеской совместимости составляет функциональная ролевая согласованность, то есть согласованность структуры, понимание, распределения и принятия семейных и межличностных ролей (см. тему 1). При этом важное значение имеет желаемое и реальное соотношение ролей.
Высшим уровнем совместимости является ценностно-ориентированное единство, которое фиксирует степень совпадения оценок супругами семейных целей и ценностей.
Различают такие семейные цели:
- связанные с воспитанием детей, если для семьи в особенности важно само общее воспитание ребенка отцом и матерью;
|
|
- что предполагают прежде всего дальнейшее развитие супругов как личностей, включая увлечения на досуге, интенсивное и содержательное внутрисемейное общение;
- обусловленные важностью создания своего домашнего гнезда с предоставлением ему своеобразности и уюта.
Опрос, который осуществил Украинский научно-исследовательский институт по проблемам молодежи, показал, что молодые семьи на первое место выдвигают функцию рождения и воспитание детей (90,3 % опрошенных), на второе - удовлетворение потребностей в любви, личном счастье, чувство защищенности (74,2 % респондентов).
При этом выделяется, что если молодожены выбирали из приведенных в анкете трех семейных ценностей - любовь, дети, быт, то наибольшее количество выбрало "любовь" (74,4 %), а рождение и воспитание детей считали важнейшей семейной ценностью только 15,5 %. Это расхождение пояснюеться тем, что в первом случае (оценка функций семьи) мог оказаться определенный социально-психологический стереотип, соответственно в котором дети занимают центральное место в жизнедеятельности семьи. В другом случае (ценность семьи для человека) наиболее проявились реальные установки молодого супружества. На третьем месте соответственно ответом респондентов оказалась функция "ведение домашнего хозяйства", потом - "удовлетворение сексуальных потребностей", "духовное общение" и "развитие личности членов семьи". На последнем ранговом месте респонденты указали возможность повысить благодаря браку свой социальный статус (10 % респондентов).
Интересно, что относительно важнейших функций семьи максимальное совпадение оценок наблюдается относительно репродуктивной функции (89,8 % респондентов). Относительно таких функций семья, как удовлетворение потребностей в любви, ведение домашнего хозяйства, удовлетворение сексуальных потребностей, у трети супружеских пар можно констатировать расхождения.
При этом существуют гендерных фуекции в семейных ценностях. Так, женщины большей мерой ориентированные на рождение воспитание детей, духовное общение членов семьи, удовлетворение в любви, личном счастье, взаимопонимании. Мужчин же сравнительно с женщинами в семейной жизни большей мерой привлекает возможность удовлетворения сексуальных потребностей, ведение здорового образа жизни, упорядочение быта.
Среди общечеловеческих ценностей мужчины наиболее часто выделяют интересную работу, профессиональный рост, а также уверенность в материальную обеспеченность и общение с друзьями.
Расхождения во взглядах мужчин и женщин на семейные цели и ценности, аспекты жизнедеятельности семьи в принципе можно преодолеть в процессе их взаимной адаптации к общему образу жизни.
В широком понимании под адаптацией (от лат. adapto - приспосабливаю) понимается целостная система активных и направленных действий индивида, которые оказывают содействие не только поддержке динамического равновесия в конкретных условиях, а и обеспечивают возможность эволюции при их изменении.
В психологии адаптация - это единство двух процессов: ассимиляции (пусть в общем понимании изменения окружение для успешного приспособления) и аккомодации (изменения самого себе с той же самой целью). Таким образом, психологическая сущность адаптации состоит в взаимном уподоблении супружества, согласовании, сближении мыслей, чувств и обращении на основе прежде всего таких психологических механизмов познания друг друга, как идентификация и рефлексия.
Различают такие направления адаптации:
· материально-бытовая, которая предполагает координацию прав и обязанностей супругов, формирование моделей семейного бюджета, которые удовлетворяют их обоих;
|
|
· нравственно-психологическую, что основываются на согласовании интересов, установок, ценностных ориентаций, мировоззрении;
· интимно-личностную, что предусматривает достижение сексуальной гармонии, нравственно-психологическое удовлетворение интимными отношениями.
При этом может возникнуть вторичная отрицательная адаптация вследствие того, что любовь подчиняется общему психофизиологическому закону адаптации, соответственно которого при постоянном действии одного и того же раздражителя сила чувства, которая вызванная этим раздражителем, уменьшается. В результате для поддержки силы чувство на высоком уравне необходимо или увеличить силу раздражителя, или делать перерывы, или изменять качество раздражения.
Вторичная отрицательная адаптация обнаруживается в трех сферах:
· интеллектуальное (уменьшение интереса супругов одного к другому как личности, вследствие повторения в общении тех самых оценок, суждений, мыслей);
· моральное (возможное снижение внимания супругов одного к другому в результате ежедневного неминуемого общения, если супруги могут появиться один перед другим в непривлекательном внешнем виде, использовать неприемлемые слова, жесты и т.п.);
· сексуальное (снижение взаимной привлекательности через доступность и однообразие взаимоотношений).
Отрицательная адаптация может усиливаться вследствие гендерних отличий, поскольку мужчины в особенности чувствительные к материально-бытовым неудобствам, трудности физической адаптации, а женщины - к уменьшению внешних проявлений со стороны мужчины любви и внимания, потери романтики добрачных ухаживаний.
К условиям преодоления вторичной отрицательной адаптации принадлежат:
· личностное самосовершенствование, духовное развитие;
· повышение культуры взаимоотношений, поддержание чувства высокой самоценности друг друга;
· повышение автономности супругов, расширения интересов и круга их общения за границами брака.
Успешность адаптации а так же, стабильность брака зависет от особенностей взаимодействий членов семи, что прежде всего обнаруживается в их общении.
|
|
Вывод о важности роли супружеского взаимодействия, общения подтверждается исследованиями В.Метьюза и К.Михановича. Исследователи обнаружили десять важнейших отличий между счастливыми и несчастливыми семьями. Признаки несчастливых семей:
1. Не имеют единых взглядов и мыслей по многим вопросам и проблемам.
2. Плохо понимают чувство друг друга.
3. Говорят слова, которые раздражают другого.
4. Часто чувствуют себя нелюбимыми.
5. Не обращают внимания один на одного.
б. Испытывают недостаточную потребность в доверии.
7. Испытывают потребность в человеке, которому можно довериться.
8. Редко делают комплименты друг другу.
9. Вынужденны часто уступать друг другу.
10. Желают, чтобы их любили сильнее.
Условия успешного семейного общения:
· открытость, отсутствие у супругов тайн один от другого, запрещенных тем, возможность откровенно высказать свои мысли, открыть чувства;
· подтверждение в процессе общения положительного представления о себе у каждого из партнеров;
· активный трансактный обмен, постоянное обсуждение мыслей и чувств, впечатлений;
· ситуативная адекватность, обусловленность форм общения супругов в конкретных ситуациях.
Основной причиной нарушения коммуникации в семье есть перегруженность общения вторичными функциями (усиленная проверка соответствия представлением каждого из партнеров о себе, одиного о другом и их отношениях). При этом чрезмерно центрированное на партнере отношение к нему, сомнение в его верности, подозрение в измене формируют особое психическое состояние - ревность.
Выделяют такие виды ревности:
· тиранические, обычно присущие авторитарным, эгоистическим, упрямым людям, которые, как правило, считают своего партнера собственностью, объектом для удовлетворения собственных потребностей;
· от ущемления, присущие людям, которые страдают комплексом неполноценности (по А.Адлеру), с тревожно-недоверчивым характером;
· обращенные, которые возникают как защитный механизм - проекция своей готовности к измене на партнера.
Супружеские коммуникации нарушаются из-за неадекватного представления как о себе, так и о партнере, которые обусловлены функциональными стереотипами («ты жена (муж), поэтому ты должна (должен)…»).