Теоретические подходы к организации взаимодействия рыночных субъектов в маркетинговых системах

Взаимодействие [83] (в социальной психологии) — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.

Взаимодействие [84] — участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление операций, сделок.

Взаимодействие между субъектами рынка проявляется либо в совместном действии (сотрудничестве, кооперации, партнёрстве) либо в противодействии какого-либо субъекта (или объединённой группы) различным внешним силам, препятствующим его деятельности.

Типология видов взаимодействия:

А) Взаимодействие межличностное [85]

-в широком смысле - случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок;

- в узком смысле - система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Б) Межфирменное взаимодействие – взаимодействие организованных рыночных структур с использованием различных личных и неличных средств коммуникации.

По уровню важности межфирменное взаимодействие различают:

- стратегическое взаимодействие – сотрудничество в форме кооперации, партнёрств или альянсов с привлечением для совместной работы значительных активов;

- тактическое взаимодействие – решение краткосрочных задач, не требующих инвестиций на совместную деятельность.

В) Конкурентное взаимодействие – действие компаний-конкурентов на одном рынке, направленное на достижение преимуществ в глазах покупателей и потребителей.

Г) Взаимодействие «организация-индивид» – взаимодействие человека, выступающего в разных ролях (покупатель, потребитель, инвестор, вкладчик и т.д.) с различными организациями и предприятиями.

Д) Информационное взаимодействие - процесс взаимодействия двух и более субъектов, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них.

Е) Взаимодействие факторов - одновременное или последовательное суммарное воздействие на объекты различных политических экономических, природных и прочих факторов, приводящее к ослаблению, усилению или видоизменению действия отдельного фактора.

Ж) Взаимодействие спроса и предложения – это непрерывный процесс удовлетворения и воспроизводства нужд и желаний отдельных индивидов или их групп. Этот процесс базируется на тесном взаимодействии таких социально-экономических категорий, как нужда, потребность (желание), спрос, покупка, обмен, сделка, потребление (использование) конкретного товара или услуги. Результатом взаимодействия является формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

З) Прочие виды взаимодействия (взаимодействие фирм с органами власти, с общественными организациями, взаимодействие государственных структур различного уровня управления и т.д.).

В мировой экономической литературе взаимодействие фирм изучается в рамках концепции «структура рынка – поведение фирм на рынке – функционирование рынка» ( разработана американским экономистом Дж. Стиглером). В рамках этого подхода функционирование отрасли (рынка) трактуется как результат поведения продавцов и покупателей, которое в свою очередь определяется структурой рынка. Рыночная структура выступает как своего рода ограничение на решения, принимаемые фирмами. Другими словами, структура рынка определяет поведение фирмы, от которого зависит тип функционирования рынка.

Профессором Розановой Н.М. (ВШЭ) предложена противоположная модель в следующем виде: «фирма – взаимодействие фирм – рынок». Это означает, что детерминантом является не структура рынка, а фирмы и их взаимодействие, а не наоборот[86].

Теория взаимодействия, которая находится в начальной стадии своего развития, пока не имеет чётко обозначенных концепций и постулатов, позволяющих разработать механизм управления взаимодействием участников маркетинговой системы. Нужно отметить, что исследования взаимодействия субъектов рынка, проводимые многими специалистами в области сбыта, касались главным образом движения материальных потоков, а коммуникативный аспект оставался мало изученным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: