Среди многих форм взаимодействия следует выделить стратегическое взаимодействие бизнес-субъектов ИМС, которое имеет для них долговременных характер и позволяет взаимодополнять ключевые компетенции и тем самым создавать уникальные ценности для промышленных или индивидуальных потребителей. Дж. Кревенс выделяет факторы, обуславливающие необходимость установления стратегических взаимоотношений [94]:
– возможность увеличения предлагаемой потребительской ценности посредством совмещения ключевых компетенций;
– неопределённость и изменчивость внешнего окружения;
– глобализация рынков;
– возрастающая сложность технологий;
– возросшие потребности в ресурсах.
Стратегическое взаимодействие - незамедлительное реагирование на изменения рынка в обстановке ясности и высокой степени доверия[95].
Дифференциация различных форм взаимодействия участников в интегрированных маркетинговых системах позволяет нам выделить стратегическое взаимодействие, под которым мы понимаем осуществление контактов с теми партнёрами, которые, во-первых, играют заметную роль в формировании добавленной ценности для потребителей за счёт владения уникальными компетенциями, а, во-вторых, вносят существенный вклад в прибыль взаимодействующих компаний.
Организационно-правовые формы взаимодействий рыночных субъектов могут быть чрезвычайно многообразными – это и заключение разовых или долгосрочных контрактов (договора купли-продажи, поставки), франчайзинг, приобретение акции, лицензий, совместная инвестиционная деятельность, покупка предприятий, создание совместных предприятий.
Некоторые из перечисленных форм взаимодействия требуют тесной связи между участниками ИМС. Например, компании, инвестируя в каналы сбыта значительные ресурсы, несут повышенный риск, и, таким образом, взаимодействие между ними носит стратегический характер. В развитие концептуального подхода к определению стратегического взаимодействия в табл.8.5 приведены варианты сотрудничества бизнес-участников системы сбыта, позволяющие выделить наиболее значимые из них.
Таблица 8.5