Упражнение 1. Восприятие чувств ребенка

Инструкция. Дети коммуницируют родителям значительно больше, чем это выражено в словах. За словом всегда стоят чувства. Ниже представлены некоторые типичные высказывания ребенка. Внимательно прочтите по очереди каждое из приведенных высказываний, стараясь как можно более точно воспринять чувства ребенка. Затем запишите в правой колонке, какие, по вашему мнению, чувства или чувство испытывает ребенок (одним или несколькими словами). Некоторые могут выражать различные чувства ребенка — запишите самые важные из них, по вашему мнению, нумеруя их по значимости.

Закончив работу, сравните ваш список с представленным ниже ключом, оценивая свой результат в соответствии с инструкцией по подсчету баллов (см. ниже).

Ребенок говорит Ребенок чувствует
Пример: «Я не знаю, в чем ошибка! Я не могу решить эту задачу. Может, мне не стоит больше пробовать ее решать?» а) чувствует себя глупым: б) обескуражен; в) испытывает желание бросить решение.
1. «Ребята, до каникул осталось 10 дней!»  
2. «Посмотри, папа, какой самолет я сделал новыми инструментами!»  
3. «Ты будешь держать меня за ручку, когда мы пойдем в детский сад?»  
4. «А мне совсем невесело! Мне ничего не хочется делать».  
5. «Я никогда не смогу быть таким же, как Ваня. Я упражнялся и упражнялся, а он все равно все делает лучше меня».  
6. «Наша новая учительница слишком много задает на дом. Я не могу сделать все задания! Что же мне делать?»  
7. «Все другие дети ушли на пляж. Мне не с кем играть!»  
8. «Родители Коли разрешают ему кататься на велосипеде у школы, а я ведь катаюсь лучше, чем Коля!»  
9. «Я не должна была так поступать с Наташей. Я поступила плохо».  
10. «А я хочу ходить с длинными волосами — это ведь мои волосы, правда?»  
11. «Как ты думаешь, я хорошо написал это сочинение? В самом деле неплохо?»  
12. «Почему этот старый дурак оставил меня после уроков? Я не один разговаривал! Как бы я хотел, чтобы его больше в школе не было!»  
13. «Я и сам могу это сделать. Не надо мне помогать. Я уже достаточно взрослый».  
14. «Математика — очень трудная. Я такой бестолковый — ничего не могу понять».  
15. «Уходи, оставь меня одну. Я не хочу разговаривать — ни с тобой, ни с кем! Тебе, все равно, что со мной случилось!»  
16. «Я старался, старался быть хорошим, и все было ничего, а теперь у меня все еще хуже, чем было. Я очень старался, но это все равно не помогло. Какая от этого старания польза?»  
17. «Я хотела бы пойти с ней, но мне не хочется ей звонить. Что, если она будет смеяться над моей просьбой?»  
18. «Я больше никогда не буду играть с Машей. Она злая и подлая».  
19. «Я так рада, что я твоя и папина дочка, а не других родителей».  
20. «Ты знаешь, кажется, я решила, что мне делать, но, может, это и неправильно. По-моему, я всегда поступаю неправильно. Как ты думаешь, пап, что мне лучше сделать — пойти работать или поступать в институт?»  

Теперь, после того как вы заполнили правую колонку, используя ключ для подсчета баллов, оцените свои результаты.

1. Подсчитайте количество баллов для каждого высказывания.

Подсчитайте сумму баллов и запишите ее в соответствующую графу.

Ключ для подсчета баллов

1,4 балла — оценивается ответ, полностью совпадающий по содержанию с ключом.

2,2 балла — оценивается ответ, частично совпадающий с ключом (вы описали чувства, переживаемые ребенком, но не полностью).

3,0 балла — ваш ответ полностью расходится с ключом.

Ситуации:

1. а) радость;

б) чувство облегчения, освобождения.

2. а) гордость;

б) удовлетворение своей работой.

3. а) страх;

б) стремление получить эмоциональную поддержку.

4. а) уныние, плохое настроение;

б) апатия, нежелание ничего делать.

5. а) чувство неадекватности;

б) разочарование.

6. а) чувство фрустрации, предвосхищение непреодолимых трудностей в работе;

б) чувство поражения, неудач.

7. а) одиночество;

б) чувство заброшенности.

8. а) чувство, что родители не справедливы по отношению к нему;

б) чувство своей компетентности.

9. а) чувство вины;

б) сожаление о своем поступке.

Сопротивление вмешательству родителей.

Сомнение, неуверенность.

а) злость, ненависть;

б) чувство несправедливости.

13. а) чувство своей компетентности;

б) стремление к независимости и самостоятельности.

14. а) чувство фрустрации;

б) чувство неадекватности.

15. а) чувство боли;

б) злость;

в) чувство, что его не любят.

16. а) разочарование;

б) стремление бросить все.

17. а) желание пойти;

б) страх, боязнь социальной оценки.

18. а) злость, гнев;

б) радость.

19. а) радость;

б) чувство благодарности к родителям;

в) принятие, уважение, любовь к родителям.

20 а) неуверенность;

б) сомнение.

Общий балл ________

Если вы набрали:

от 61 до 80 баллов — это свидетельствует о высшей степени адекватности вашего восприятия чувств ребенка;

от 41 до 60 баллов — ваши возможности адекватно воспринимать чувства ребенка развиты выше среднего уровня;

от 21 до 40 баллов — ваши возможности адекватно воспринимать чувства ребенка ниже среднего уровня;

от 0 до 20 баллов — к сожалению, в этом задании вы продемонстрировали низкий уровень восприятия чувств ребенка в коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: