Проба на совместную деятельность

(критерии оценки)

1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  Серия А Серия Б
явно выражено неявно выражено отсутствует явно выражено неявно выражено отсутствует  
1. Кто в диаде «ведущий» и «ведомый»            
2. Особенности регуляции деятельности ведущим:            
целенаправленность            
планирование            
пошаговое выполнение действия            
наличие контроля:            
итогового            
по ходу выполнения            
уровень активности:            
высокий            
средний            
низкий            
особенности речи:            
развернутая            
фрагментарная            
адекватная содержанию деятельности            
степень социализированности (понятности)            
3. Особенности поведения ведомого, наличие инициативных актов в отношении:            
планирования            
содержания выполняемых операций            
контроля и коррекции            
степень зависимости от ведущего: (полная, безусловная, частичная, независимая, берет на себя функции лидера)            
4. Типичные приемы воздействия на ребенка: невербальное-вербальное приказание, инструктирование            
советы            
развернутые объяснения            
предупреждение, предостережение            
негативная оценка, осуждение            
обзывание, насмешка            
похвала, позитивная оценка            
интерпретация поведения ребенка            
диагноз            
утешение, успокаивание, обесценивание неудачи            
«расследование», поиск причин неудач            
отвлечение внимания развлечение            
5. Реакция ребенка на замечания:            
адекватная коррекция поведения            
отказ от дальнейших действий            
эмоциональные реакции:            
плачет            
волнуется            
индифферентен            
спокоен            
защищается            
агрессивен (в отношении предметов, действий партнера по общению)            
6. Учет родителем индивидуальных особенностей ребенка:            
полный, адекватный            
переоценка возможностей ребенка            
недооценка возможностей ребенка            
7. Уровень критичности родителя:            
к продуктивности совместной деятельности            
к особенностям коммуникации с ребенком            
8. Кто берет ответственность в случае неудачи:            
характер реакции на фрустрацию            
экстрапунитивный импунитивный,            
интропунитивный.            
препятственно-доминантный, самозащитный.            
«разрешающий»            
9. Особенности реагирования на успех:            
яркие проявления радости, гордости и пр.            
спокоен            
индифферентен, безразличен            
неадекватная реакция на успех            
10.Тревожность:            
высокий            
средний            
низкий уровень            
11. Уверенность в своих силах:            
высокая            
средняя            
низкая            

Метод обсуждения и разыгрывание ситуаций «Идеальный родитель или ребенок» глазами родителя и ребенка.

Метод обучающего эксперимента заключается в выполнении родителями задания психолога: научить ребенка какому-то действию, игре.

Метод анализа поступков детей и родителей, основанный на составлении реестра этих поступков и их классификации на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не принимающих своего ребенка.

Метод анализа коммуникаций «ребенок — родитель» (РБК-Р) при решении проблем ребенка. Подбираются примеры на различные варианты:

РБК-Р — проблема (проблема ребенка, родители — препятствие к ее решению);

Р-РБК — проблема (проблема родителя, ребенок — препятствие к ее решению);

РБК — проблема (проблема ребенка, это только его проблема, родитель устраняется);

Р — проблема (проблема родителя, это только его проблема, ребенок не учитывается).

Метод анализа ситуации «Как помочь ребенку решить проблему?». Психолог в ходе анализа должен подвести родителей к правильному подходу:

§ пассивное слушание (прояснение проблемы);

§ активное слушание (декодирование чувств ребенка);

§ обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее решения.

Навыки декодирования чувств ребенка, эффективного вербального общения отрабатываются в специальных тренировочных упражнениях.




double arrow
Сейчас читают про: