(критерии оценки)
1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| Серия А | Серия Б | |||||
| явно выражено | неявно выражено | отсутствует | явно выражено | неявно выражено | отсутствует | |
| 1. Кто в диаде «ведущий» и «ведомый» | ||||||
| 2. Особенности регуляции деятельности ведущим: | ||||||
| целенаправленность | ||||||
| планирование | ||||||
| пошаговое выполнение действия | ||||||
| наличие контроля: | ||||||
| итогового | ||||||
| по ходу выполнения | ||||||
| уровень активности: | ||||||
| высокий | ||||||
| средний | ||||||
| низкий | ||||||
| особенности речи: | ||||||
| развернутая | ||||||
| фрагментарная | ||||||
| адекватная содержанию деятельности | ||||||
| степень социализированности (понятности) | ||||||
| 3. Особенности поведения ведомого, наличие инициативных актов в отношении: | ||||||
| планирования | ||||||
| содержания выполняемых операций | ||||||
| контроля и коррекции | ||||||
| степень зависимости от ведущего: (полная, безусловная, частичная, независимая, берет на себя функции лидера) | ||||||
| 4. Типичные приемы воздействия на ребенка: невербальное-вербальное приказание, инструктирование | ||||||
| советы | ||||||
| развернутые объяснения | ||||||
| предупреждение, предостережение | ||||||
| негативная оценка, осуждение | ||||||
| обзывание, насмешка | ||||||
| похвала, позитивная оценка | ||||||
| интерпретация поведения ребенка | ||||||
| диагноз | ||||||
| утешение, успокаивание, обесценивание неудачи | ||||||
| «расследование», поиск причин неудач | ||||||
| отвлечение внимания развлечение | ||||||
| 5. Реакция ребенка на замечания: | ||||||
| адекватная коррекция поведения | ||||||
| отказ от дальнейших действий | ||||||
| эмоциональные реакции: | ||||||
| плачет | ||||||
| волнуется | ||||||
| индифферентен | ||||||
| спокоен | ||||||
| защищается | ||||||
| агрессивен (в отношении предметов, действий партнера по общению) | ||||||
| 6. Учет родителем индивидуальных особенностей ребенка: | ||||||
| полный, адекватный | ||||||
| переоценка возможностей ребенка | ||||||
| недооценка возможностей ребенка | ||||||
| 7. Уровень критичности родителя: | ||||||
| к продуктивности совместной деятельности | ||||||
| к особенностям коммуникации с ребенком | ||||||
| 8. Кто берет ответственность в случае неудачи: | ||||||
| характер реакции на фрустрацию | ||||||
| экстрапунитивный импунитивный, | ||||||
| интропунитивный. | ||||||
| препятственно-доминантный, самозащитный. | ||||||
| «разрешающий» | ||||||
| 9. Особенности реагирования на успех: | ||||||
| яркие проявления радости, гордости и пр. | ||||||
| спокоен | ||||||
| индифферентен, безразличен | ||||||
| неадекватная реакция на успех | ||||||
| 10.Тревожность: | ||||||
| высокий | ||||||
| средний | ||||||
| низкий уровень | ||||||
| 11. Уверенность в своих силах: | ||||||
| высокая | ||||||
| средняя | ||||||
| низкая |
Метод обсуждения и разыгрывание ситуаций «Идеальный родитель или ребенок» глазами родителя и ребенка.
Метод обучающего эксперимента заключается в выполнении родителями задания психолога: научить ребенка какому-то действию, игре.
Метод анализа поступков детей и родителей, основанный на составлении реестра этих поступков и их классификации на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не принимающих своего ребенка.
Метод анализа коммуникаций «ребенок — родитель» (РБК-Р) при решении проблем ребенка. Подбираются примеры на различные варианты:
РБК-Р — проблема (проблема ребенка, родители — препятствие к ее решению);
Р-РБК — проблема (проблема родителя, ребенок — препятствие к ее решению);
РБК — проблема (проблема ребенка, это только его проблема, родитель устраняется);
Р — проблема (проблема родителя, это только его проблема, ребенок не учитывается).
Метод анализа ситуации «Как помочь ребенку решить проблему?». Психолог в ходе анализа должен подвести родителей к правильному подходу:
§ пассивное слушание (прояснение проблемы);
§ активное слушание (декодирование чувств ребенка);
§ обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее решения.
Навыки декодирования чувств ребенка, эффективного вербального общения отрабатываются в специальных тренировочных упражнениях.






