Упражнение 3. Определение эффективности коммуникативных актов (речевых сообщений) родителей, адресованных ребенку

Инструкция. Прочтите описание каждой из предложенных ситуаций коммуникации «ребенок — родитель». Оцените речевые высказывания родителей (сообщения) с точки зрения их эффективности, воспользовавшись списком неэффективных высказываний, приведенным ниже.

Укажите в колонке «Причины неэффективности высказываний» свою оценку речевых сообщений родителя, адресуемых ребенку.

Список «неэффективных сообщений»:

§ уничтожение, низведение, негативная характеристика личности ребенка;

§ порицание, упреки, осуждение;

§ сарказм, непрямое выражение порицания;

§ приказание, готовое решение;

§ выражение «вторичных чувств»;

§ обзывание, приклеивание ярлыков; «удар ниже пояса».

Ситуация и речевое сообщение Причины неэффективности высказывания
Пример: Десятилетний ребенок оставил без присмотра на полу детской комнаты, где играет малыш, раскрытый перочинный нож. «Как можно так глупо поступать! Малыш мог поранить себя!» Осуждение, порицание.
1. Дети подрались из-за того, что не могут договориться между собой, какую телевизионную программу смотреть (мультфильм или футбол). «Прекратите драться! Сейчас же выключите телевизор!»  
2. Дочь вернулась домой в 0.30, хотя твердо обещала быть дома до половины двенадцатого. Родители сильно волновались, что с дочерью что-то случилось. Когда дочь, наконец, явилась, родители почувствовали облегчение. «Хорошо же ты держишь слово! На тебя ни в чем нельзя положиться! Я очень сердита на тебя. Я запрещаю тебе в течение месяца с этого дня уходить по вечерам из дома!»  
3. Мать оставила на пляже 2-летнего малыша под присмотром 12-летнего брата. Вернувшись, обнаружила малыша на берегу моря у самой воды, а старшего брата — играющим в футбол со сверстниками. «Ты что, хочешь утопить своего брата?! Я очень зла на тебя».  
4. Учитель написал в дневнике замечание, что 11-летний ученик вел себя на уроке шумно и сквернословил. «Ну-ка, поди сюда и объясни, почему ты ставишь родителей в такое положение своим грязным языком!»  
5. Мать раздражена тем, что ребенок слишком долго копается за столом, и беспокоится, что она опоздает на работу. «Мама хотела, чтобы ты был более внимательным к ее интересам, а не думал только о себе».  
6. Мать возвращается домой и обнаруживает, что в комнатах все перевернуто вверх дном, хотя она специально просила детей сохранить чистоту и порядок к приходу гостей. «Ну-ну, я вижу, что вы сегодня замечательно повеселились за мой счет».  
7. Отцу неприятен вид грязных рук и ногтей дочери. «Интересно, ты когда-нибудь будешь мыть руки и ногти, как все нормальные люди? Сейчас же отправляйся в ванную и приведи себя в порядок!»  
8. Ребенок рассердил вас тем, что, стремясь привлечь внимание гостей, баловался и разлил на скатерть чай. Мать: «Ах ты, маленький кривляка».  
9 Мать сердита на ребенка из-за того, что после завтрака он не убрал за собой посуду. Ребенок убегает в школу, мать кричит ему вдогонку: «Ты меня очень расстроил, понятно тебе?!»  

Сравните ваши ответы с ключом

1. Приказание, готовое решение.

2. Осуждение, порицание, упреки. Выражение «вторичных чувств». Уничтожение, негативная характеристика личности. Непрямое сообщение, сарказм. Готовое решение, приказание.

3. Осуждение, порицание, упреки. Выражение «вторичных чувств».

4. Осуждение, порицание, упреки.

5. Уничтожение, негативная характеристика личности.

6. Непрямое сообщение, сарказм.

7. Порицание, осуждение. Готовое решение.

8. Обзывание, наклеивание «ярлыков».

9. «Удар ниже пояса».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: