Характеристика принципов воспитания

1. Общественная направленность воспитания. Воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни.

Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателя на формирование социально необходимого типа личности.

При рассогласовании целей государства, общества и личности, реализация данного принципа затрудняется.

ПРОБЛЕМА: воспитание реализуется в практике. Словесной информации недостаточно, необходимо практическое подкрепление. Упало гражданское (патриотическое) воспитание.

2. Опора на положительное. Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов.

В человеке есть и положительное и отрицательное. Необходимо добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – это и есть задача воспитания.

Правила реализации принципа:

1. сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника;

2. выявлять и поддерживать положительные стороны у каждого ребенка;

3. не скупиться на комплименты.

3. Гуманизация воспитания. Принцип требует:

1. гуманного отношения к личности воспитанника;

2. уважение его прав и свобод;

3. предъявление воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

4. уважение к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; Можно говорить в этом аспекте, что должны измениться ценности. Было – нельзя противоречить ----- условия изменились (это видим из принципа) ----- значит, надо изменить общественное мнение на отказ от выполнения неверно поставленных требований (бездоказательных, неразумно сформулированных).

5. уважение права человека быть самим собой; Принятие воспитанника таким, какой он есть, - дело тонкое. Результативность его в воспитании зависит от позиции педагога, понимающего эту фразу. Можно столкнуться со следующими интерпретациями фразы

§ «Я принимаю тебя таким, какой ты есть»

§ «Я тебя принимаю таким мерзавцем, какой ты есть» (говорит мазохист садисту)

§ «Я тебя принимаю таким, какой ты есть, но за это ты должен мне…» (заключение взаимовыгодного договора)

§ «Я-то тебя принимаю, принимай и ты меня таким, каков я есть» (нежелание работы над собой)

§ «Придется мне принять тебя таким, каков ты есть» (бессилие)

Все это условное принятие «Если ты…, то я…». Наиболее конструктивно безусловное принятие

Я принимаю тебя уже только за то, что ты есть на этом свете. Я принимаю тебя таким, каков ты есть. Я принимаю тебя с твоим потенциалом к изменению.

6. ненасильственное формирование требуемых качеств;

7. отказ от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний.

4. Личностный подход. Это подход, опирающийся на личностные качества (направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения).

Данный принцип требует, чтобы воспитатель:

1. постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

2. умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности мотивов, установок, интересов, отношений к жизни и труду, ценностных ориентаций, жизненных планов и т.д.;

3. максимально опирался на собственную активность личности;

4. сочетал воспитание с самовоспитанием;

5. развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность.

5. Единство воспитательных воздействий. Это принцип координации усилий школы, семьи и общественности; принцип совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений. Все, кто причастен к воспитанию, должны действовать сообща, предъявлять воспитанникам согласованные требования.

6. Воспитание в коллективе. Каждый должен видеть свою причастность к коллективу.

ГЛАВНОЕ: ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ САМ ВОСПИТАН! ЛЮБОВЬ к детям как педагогическая категория. Описывает диалог:

· Как вам удается воспитывать таких хороших детей?

· Я их не воспитываю, я их люблю.

Только в любимом человеке мы можем видеть потенциал. В данном случае любовь очень широкое понятие, которое включает в первую очередь уважение и надежду.

Для этого нужно в себе развивать определенную позицию жизнелюба – любить жизнь во всех её проявлениях, уметь наслаждаться ею в каждое мгновение жизни, находить везде прелесть бытия, уметь удивляться совершенству мира и постепенно передавать это детям.

Приемы: общение глаза в глаза,

· физический контакт (прикосновение, одобрительное поглаживание, пожатия руки),

· повышенное внимание (если болен, устал, нет настроения),

· педагогическая защита и поддержка (когда трудно и никто не понимает).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: