В начале XX в. русский музыкант - самородок псковский крестьянин О.Смоленский сконструировал жалейки разных размеров и создал квартет жалейщиков, выступавший на протяжении ряда лет в Петербурге. Тогда же М.Пятницкий ввел жалейку в свой хор.
Более сложно обстояло дело с внедрением в профессиональное музыкальное исполнительство на народных инструментах владимирских рожков.
В среде пастухов - рожечников еще несколько столетий тому назад было создано целое семейство инструментов различной величины, на которых играли в так называемых «хорах» рожечников, сложились самобытная исполнительская традиция и репертуар. Широкой известностью в конце XIX в. пользовался «хор» рожечников под управлением потомственного владимирского пастуха Н.Кондратьева. Однако долгое время владимирские рожки в состав смешанных ансамблей и оркестров народных инструментов не вводились, что объясняется, прежде всего, сложностью их освоения.
Впервые владимирские рожки зазвучали в оркестре хора им. Н.Пятницкого, немного позднее они вошли в состав оркестра им. Н.Осипова, где была создана целая оркестровая группа рожков.
|
|
Новая волна интереса к русским народным духовым инструментам возникла в 70-е годы, когда в Москве появились два интересных исполнительских коллектива - оркестр народных инструментов «Русские узоры» под управлением Народного артиста РФ В.Зозули и инструментальный ансамбль «Жалейка» под управлением Народного артиста РФ В.Назарова. Если в первом коллективе ведущими музыкальными инструментами стали жалейки, брелки, свирели, на которых играют все участники оркестра, то в состав второго наряду с жалейками были включены также владимирские рожки. За прошедшие годы в оркестре «Русские узоры» было создано целое семейство жалеек, брелок, свирелей, имеющих различный строй. В результате стало возможным использование этих инструментов почти во всех тональностях и в ши-