Перепляс - один из древнейших видов русского народного танца — первоначально был преимущественно мужским. Смысловое
Основные виды и жанры народного художественного творчества
назначение перепляса - состязание в ловкости, силе, сообразительности, выносливости. Победителем выходил тот, кто «переплясал» своего соперника, исполнил большее количество «колен», продемонстрировал сложнейшие трюки (хлопушки, прыжки, дроби, вращения).
Традиционный перепляс состоит из проходки (отражающей индивидуальность исполнителя, его эмоциональное состояние) и самого движения («колена») первого исполнителя, а далее — проходки и «колена» второго исполнителя. Так продолжается до полной победы одного из соперников.
Правила перепляса устанавливаются заранее: состязаются по количеству «колен», либо на выдержку и невозмутимость во время перепляса при усиленных попытках зрителей рассмешить исполнителей, либо каждый участник должен сначала повторить «колено» своего соперника, а только потом исполнить свое «колено». Повторяющиеся элементы в счет не идут.
Зрители являются участниками состязания, переживают за «своего», подсчитывают количество «колен», подбадривают соперников, поддерживают нужный ритм хлопками, притопами.
Перепляс исполняется под сопровождение народных музыкальных инструментов, гармошки, баяна, домры, жалейки, балалайки, рожка, ложки, трещотки. Темп сначала умеренный, затем все ускоряется, а в конце перепляса может быть очень быстрым. Движения к концу перепляса все усложняются, самые неожиданные и техничные «колена» «приберегаются» для финальной и решающей схватки соперников. Именно в переплясах формировался и развивался мужской русский народный танец.
С изменением уклада жизни народа, появлением кустарных промыслов, развитием ремесел, а впоследствии промышленности возрастает влияние городской культуры на традиционный фольклор. Женщины становятся более активными участницами традиционных гуляний, в женском танце появляются элементы сольной пляски. Женщины - исполни-
Народная художественная культура |
Н°ВУЮ С^Ю в исполнение - а ™Г^ За исполняется проходка, затем - частушка а потом - «коленце». В таком соревновании вьшгры^Г не только сила и виртуозность, „о и остроумие В Т" ?ПЛЯС:Г°ДРОбеЙ ШЗ0 ^ |
?оВсп:лбив°"ДРОбеЙ' ШЗГ0В С ПР гов с подбивкой, синкоп, вращений.
Переплясы исполняются под «Барыню» «Камапин скую», «Полянку» „ другие извесТные в народе м лодГв Архангельской области бытует перепляс «Топт^шаТ скои - «Рязаночка», «Елецкого», в Саратовской - «м
Брянской - «Ой, рива, рива», в Астраханской -
Литература
Авдеев АД. Происхождение танца. М Л 1959-Г 38 81
песни, М., Л, |
T"7l"lyC
B-r Ф Нескольк° шагов к фольклорному танцу М
Всероссийское музыкальное обществ^ 996 СШ 35 "
Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Эгнофафия. - М„ 1982 Бюхер К. Работа и ритм ~ М 1923 -196с
^"Т'11 Юж"орусск""ор<>воли^
Жорницкая М. Северные танцы. М., 1970.
Захаров Р.В. Сочинение танца. М: Искусство 1983 Иноземцева Г.В. Народный танец. М. Знание 1971 Казьмин П Сто русских народных песен, М.: Музгиз 1958 Г Климов А.А. Основы русского народиоп) танца" М:' Искусство,
SmB1996. РУССКИА НаР0ДНЫЙ таНСЦ СевеР Р^ии: Учеб. по-