Перепляс

Перепляс - один из древнейших видов русского народного танца — первоначально был преимущественно мужским. Смысловое


Основные виды и жанры народного художественного творчества

назначение перепляса - состязание в ловкости, силе, сообра­зительности, выносливости. Победителем выходил тот, кто «переплясал» своего соперника, исполнил большее количест­во «колен», продемонстрировал сложнейшие трюки (хлопуш­ки, прыжки, дроби, вращения).

Традиционный перепляс состоит из проходки (отра­жающей индивидуальность исполнителя, его эмоциональное состояние) и самого движения («колена») первого исполни­теля, а далее — проходки и «колена» второго исполнителя. Так продолжается до полной победы одного из соперников.

Правила перепляса устанавливаются заранее: состяза­ются по количеству «колен», либо на выдержку и невозмути­мость во время перепляса при усиленных попытках зрителей рассмешить исполнителей, либо каждый участник должен сначала повторить «колено» своего соперника, а только по­том исполнить свое «колено». Повторяющиеся элементы в счет не идут.

Зрители являются участниками состязания, переживают за «своего», подсчитывают количество «колен», подбадрива­ют соперников, поддерживают нужный ритм хлопками, при­топами.

Перепляс исполняется под сопровождение народных музыкальных инструментов, гармошки, баяна, домры, жалей­ки, балалайки, рожка, ложки, трещотки. Темп сначала уме­ренный, затем все ускоряется, а в конце перепляса может быть очень быстрым. Движения к концу перепляса все ус­ложняются, самые неожиданные и техничные «колена» «при­берегаются» для финальной и решающей схватки соперни­ков. Именно в переплясах формировался и развивался муж­ской русский народный танец.

С изменением уклада жизни народа, появлением кус­тарных промыслов, развитием ремесел, а впоследствии про­мышленности возрастает влияние городской культуры на традиционный фольклор. Женщины становятся более актив­ными участницами традиционных гуляний, в женском танце появляются элементы сольной пляски. Женщины - исполни-


Народная художественная культура

Н°ВУЮ С^Ю в исполнение - а ™Г^ За исполняется проходка, затем - частушка а потом - «коленце». В таком соревновании вьшгры^Г не только сила и виртуозность, „о и остроумие В Т" ?ПЛЯС:Г°ДРОбеЙ ШЗ0 ^

Всп:лбив°"ДРОбеЙ' ШЗГ0В С ПР гов с подбивкой, синкоп, вращений.

Переплясы исполняются под «Барыню» «Камапин скую», «Полянку» „ другие извесТные в народе м лодГв Архангельской области бытует перепляс «Топт^шаТ скои - «Рязаночка», «Елецкого», в Саратовской - «м

Брянской - «Ой, рива, рива», в Астраханской -

Литература

Авдеев АД. Происхождение танца. М Л 1959-Г 38 81

песни, М., Л,

T"7l"lyC

B-r Ф Нескольк° шагов к фольклорному танцу М
Всероссийское музыкальное обществ^ 996 СШ 35 "

Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Эгнофафия. - М„ 1982 Бюхер К. Работа и ритм ~ М 1923 -196с

^"Т'11 Юж"орусск""ор<>воли^

Жорницкая М. Северные танцы. М., 1970.

Захаров Р.В. Сочинение танца. М: Искусство 1983 Иноземцева Г.В. Народный танец. М. Знание 1971 Казьмин П Сто русских народных песен, М.: Музгиз 1958 Г Климов А.А. Основы русского народиоп) танца" М:' Искусство,

SmB1996. РУССКИА НаР0ДНЫЙ таНСЦ СевеР Р^ии: Учеб. по-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: